МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Как формируются и проявляются те или иные защитные реакции в повседневной жизни и отношениях с окружающими людьми? Как преодолеть и смягчить их бессознательное действие и сделать свои проявления более осознанными и гибкими? На эти вопросы отвечают публикации, собранные в этом разделе.
<< Соматизация ^ К оглавлению ^ Замещение >>
Вытеснение, отрицание, "мимикрия"
Сегодня речь пойдет о таком механизме психологической защиты как отрицание и о производных от него вытеснении и "мимикрии".
Суть этих форм защиты - в искажении восприятия неприятной, потенциально угрожающей информации. В случае отрицания негативная информация игнорируется - просто не воспринимается, а в случае вытеснения, если какое-то неприятное событие уже произошло - она забывается, как будто ничего и не было. Такие механизмы защиты часто присущи людям с высоким уровнем эмоциональности. Сильное отрицательно окрашенное переживание связано со страданием. Поэтому подсознание делает выбор в пользу исключительно приятных, положительно окрашенных событий.
В жизни у каждого из нас бывают моменты, когда мы предпочитаем смотреть на мир сквозь призму розовых очков. Так бывает, когда мы влюблены или увлечены какой-то идеей. Нам неприятна критика в адрес любимого человека или по отношению к нашим далеко идущим планам. Люди с развитым отрицанием и вытеснением носят розовые очки постоянно. Они словно смотрят на все сквозь радужный фильтр своих положительных представлений о мире и о себе, поэтому в некоторых ситуациях они иногда со стороны могут показаться неадекватными. Такие люди в упор не видят негативных проявлений окружающих, не воспринимают и не запоминают факты и события, которые потенциально могут разрушить их сложившиеся представления. Еще одним проявлением вытеснения в повседневной жизни будет забывчивость по отношению к данным кому-то обязательствам, если их очень не хочется выполнять.
У людей с высоким уровнем эмоциональности все проявления связаны с их желаниями. Все, что происходит в их жизни, приобретает для них какое-то значение лишь в связи с тем, насколько они чего-то хотят или не хотят.
Уравновешенная эмоционально-волевая сфера характеризуется способностью действовать, несмотря на свое состояние, самочувствие, на желание или нежелание, вопреки обстоятельствам. В случае если эмоции развиваются в ущерб волевым компонентам, мы можем наблюдать капризного, зависимого от собственного настроения и самочувствия человека. Другая негативная особенность отрицания и вытеснения - в том, что сами по себе переживаемые эмоции оказываются искаженными. Крайней формой искажения при недоразвитии воли будет ярко выраженное желание что-то получить и невозможность реализовать это желание в действительности.
Таким образом, механизмы отрицания и вытеснения проявляются в однобокости переживаемых чувств, что, конечно, обедняет жизнь людей, у которых эти защиты становятся основными. Предпочитая переживать только положительные, приятные состояния и эмоции, такие люди не замечают, если кто-то рядом с ними оказывается в плохом состоянии, нуждается в участии, поддержке, сочувствии и конкретной помощи. Они могут разделить с ближними радость или веселье. А вот поддержать в трудную минуту - вряд ли. Это происходит не потому, что у них есть какие-то негативные установки, или потому что они плохо относятся к окружающим людям. Вовсе нет. Просто их восприятие так устроено - они не видят и не слышат того, что может их расстроить, огорчить, опечалить.
В силу рассмотренных выше особенностей основной проблемой людей с ведущей защитой отрицанием или вытеснением становится неспособность установить постоянные, конструктивные, неконфликтные отношения с окружающими. Рано или поздно с другом, знакомым или любимым случается неприятность, и это становится поводом для конфликтов или даже прекращения отношений. "Не то чтобы я не хотел тебе помочь, но для меня это слишком тяжело эмоционально".
Анастасия Шиловская размышляет о влиянии процессов восприятия на самочувствие человека и на потенциал его развития.
Восприятие - это возможность отреагировать на уникальное стечение обстоятельств в данной точке времени и пространства, которые отвечают наиважнейшим потребностям человека - потребности в развитии, чувствовании жизни и потребности в любви.
Чем меньше дитя, тем больше у него возможностей для установления понятийных связей, он готов ко всему: к любой среде, к любому языку. У него нет заданных моделей поведения, стереотипов, что и как принято делать. "Чистое" восприятие обеспечивает максимально успешное развитие. Для экстраверта - это чувствование среды и умение найти правильные обстоятельства, для интроверта - это вдохновение и полет фантазии.
Жизнь всегда предлагает гибко реагировать на разнообразные ситуации, согласно своему личному выбору в сложившихся обстоятельствах. Если человек жестко следует программе, заданной обществом, семьей или самим человеком, то его восприятие искажается. Искажение восприятия вызывает постепенное снижение жизненного тонуса - сначала психоэмоционального, а затем мышечного, и, в конце концов, может привести к депрессии. Таков может быть результат отклонения от естественного развития, от собственного жизненного пути.
Находясь в согласии с самим собой, человек находит баланс - необходимые условия для развития собственного восприятия.
Недовольство собой или другими, негативные эмоции, мысли (те, которые стали лейтмотивом вашей жизни, стали частью вашего сознательного Я и, может быть, уже не заметны) искажают восприятие и могут стать поводом для дальнейшего страдания, помимо первично накопленного негатива.
Как только не рассказывают об этом мировые религии! В христианстве предлагают покаяться, в буддизме - остановить мысли. Все эти техники служат для того, чтобы здесь и сейчас сделать жизнь приятнее, открыть человеку счастье и радость чистого восприятия жизни ТАКОЙ КАКАЯ ОНА ЕСТЬ для него.
Очень тяжело обижаться, ревновать, завидовать. Человек тратит много энергии на эти достаточно сложные чувства, он обвиняет других, но страдает то при этом он сам.
Все это старо как мир, и в этом есть истина.
Вы - это мир, целая Вселенная, и в Ваших силах сделать жизнь радостней и гармоничней, несмотря на препятствия. Обрести внутреннее равновесие не за счет обвинения близкого человека, или агрессивного поведения в его адрес, а через внутреннюю работу. Так легче, проще, и в конечном итоге это приносит удовольствие.
Как происходит закрепление защитных механизмов отрицания и вытеснения? Все дети воспринимают окружающий мир ярко, непосредственно и эмоционально реагируя на все происходящее. В случае, если родитель, воспитывающий ребенка, поощряет его яркие эмоциональные проявления в свой адрес, и отрицательно (ревностно) реагирует на проявления чувств по отношению к другим людям, у ребенка закрепляется однозначное и узконаправленное эмоциональное реагирование. Такое отношение встречается у родителей, которые видят в чувствах к ребенку единственную отдушину, компенсируют в своей любви к нему неудачи в любых других сферах жизни - в отношениях с партнером по браку, карьере, отношениях с непосредственным окружением. Например, мать-одиночка связывает с ребенком единственную возможность получить любовь и радость, и рожает его для того, чтобы не быть одной. В такой ситуации ребенок помещается в центр вселенной, и его развитие часто происходит по типу "кумира семьи" или гиперопеки (об особенностях такого развития говорили многие специалисты), что накладывает на него определенный искажающий отпечаток.
Родители могут поощрять не только эмоциональные реакции ребенка, но и определенные формы поведения, жестко навязывая ему манеру общения и внешних проявлений - безотносительно к его состоянию, самочувствию или изменяющимся обстоятельствам. Да, безусловно, родитель должен быть примером для своего ребенка и ставить в пример других, достойных с его точки зрения людей. Но многообразие ситуаций и способов реагирования на них устремляется к бесконечности, и любая жесткая навязанная форма поведения рано или поздно окажется недостаточной. Дети из таких семей часто испытывают затруднения в период адаптации к школе, и позже - когда начинают учиться в институте. Жизнь, безусловно, вносит свои коррективы в наше поведение, но периоды, когда взрослеющий ребенок попадает из "оранжереи" в "большой мир", переживаются болезненно.
В случае если родитель зажат, и его внешние проявления ограничены узкими рамками, определенными шаблонами поведения, ребенок в процессе развития может выбрать себе иные образцы для подражания.
Поскольку высокий уровень эмоциональности сочетается с недостаточно развитой способностью к волевой регуляции, что-нибудь одно быстро надоедает, и хочется чего-то другого, нового. Это распространяется и на поведение, и на отношения с другими людьми и на образ самого себя. Людям с развитым отрицанием свойственно примерять на себя разные образы - образцы поведения других людей - героев, актеров или своих успешных современников. Артистичность, гибкость поведения, выразительная экспрессия, очарование, безусловно - положительные проявления людей с развитыми механизмами отрицания и вытеснения.
Предлагаю вашему вниманию материал Анастасии Шиловской, где она предлагает творчески взглянуть на свой внутренний мир - как на спектакль со множеством персонажей и исполнителей - и стать режиссером собственной жизни.
Еще одна форма защиты, близкая к отрицанию и вытеснению - "мимикрия". Этот термин заимствован из биологии, где он обозначает подражание незащищенных видов защищенным. Подобное явление можно наблюдать и в случае механизма психологической защиты, когда бессознательно запечатлевается и копируется внешняя форма поведения защищенного человека. При этом речь не идет о вхождении в состояние другого человека, о подражании ему на основе сознательного выбора или эмпатии. Мимикрия - это лишь копирование внешних проявлений успешного, защищенного человека. Это часто выглядит как плохая актерская игра, и оставляет впечатление искусственности, недостоверности...
Если при отрицании изменяется процесс восприятия информации, а при вытеснении - забывается уже воспринятая негативная информация, то при "мимикрии" отрицается собственное внутренне содержание. Люди, бессознательно использующие эту защиту в качестве основной, испытывают затруднения в проявлении собственной спонтанной активности, в выражении собственных состояний, переживаний и мыслей.
Закрепление этой защиты происходит в детстве, если родители подавляют проявления спонтанной активности ребенка - сдерживают его естественные порывы, подчеркивают неадекватность чувств и состояний, которые он выражает, возможно - навязывают ему жесткую форму поведения. Запечатление и копирование некоей модели поведения происходит на фоне стресса - страха, испуга, напряжения. Когда не знаешь, что ты чувствуешь, и как себя вести, а как-то вести себя надо. В таком случае вполне может подойти чья-то относительно успешная модель поведения. Копируется все - интонации, жесты, осанка, манера держаться, выражения. Если "мимикрия" развита сильнее других защит, то в состоянии напряжения, волнения человек просто становится кем-то другим. Чем сильнее развита эта защита, тем реже человек бывает самим собой.
Если у вас, уважаемые читатели, есть опыт наблюдения за проялениями "мимикрии" у себя или у ваших близких, поделитесь, пожалуйста.
Поделиться >>>
oliolog@ekvilibrium.ru
Рассмотрим некоторые примеры их формирования отрицания, вытеснения и "мимикрии" в детстве, а также как они проявляются в повседневной жизни.
Благодарю вас за предоставленные материалы, за богатый опыт наблюдений и размышлений, которыми вы поделились.
Наша читательница Наталья, профессиональный психолог, делится собственным опытом и на личном примере рассматривает процесс формирования и закрепления "мимикрии" в детстве, под влиянием отношения родителей к ребенку, а также предлагает конкретные приемы для преодоления негативного действия этой защиты. Кроме того Наталья размышляет и о механизме вытеснения...
Прочитала Вашу рассылку о "мимикрии". Честно говоря, почему-то испытала некоторую сложность, возможно потому, что текст побудил задуматься о некоторых вещах. О защитных механизмах отрицания и вытеснения я услышала раньше (на первом курсе института), а вот с термином "мимикрия" столкнулась впервые. Конечно, анализируя некоторые моменты своей жизни, я встречалась с проявлением всех трех механизмов. Я хочу поделиться с Вами не теоретическими знаниями, а соображениями из личного, пережитого опыта. Ну, с отрицанием и вытеснением итак все понятно - это довольно распространенное явление.
А когда читала про "мимикрию", то невольно вспомнила эпизод из своей жизни. Я помню, что в детстве часто старалась быть похожей на тех детей, которыми восхищалась мама. Я старалась перенимать их привычки, особенности поведения, в общем, стремилась стать во всем другим ребенком. Я не могла понять, почему, но часто испытывала недостаток любви со стороны мамы и боялась, что из-за очередной провинности она меня бросит. В семье мы с братом были всегда ухоженными детьми, имели все необходимое, да и в воспитании нас не разделяли, а относились к нам одинаково. Единственное, в чем меня упрекали перед братом, так это в том, что я не была такой же покладистой и послушной, как он.
Прошли годы, и когда мне было девятнадцать лет, мама рассказала мне, что вообще-то я нежеланный ребенок, и если бы тогда она знала наперед, какой я буду, то непременно сделала бы аборт, и что если бы меня не было - им с отцом было-бы легче.
Тогда я и решила "стать совсем другой". Фактически я стремилась к отрицанию своей сущности. Я научилась перенимать особенности поведения и даже мышления того окружения, в котором находилась в данное время. Мне казалось тогда, что именно в этом и заключается умение приспособиться к окружающему миру. С мамой я старалась быть такой, какой она хочет видеть меня. Тогда я предполагала, что так смогу "заслужить" любовь и внимание. Но позже меня постигло разочарование. Люди со временем ощущали фальшь, их интерес ко мне падал, а мама предъявляла ко мне такие требования, которые я просто была не в состоянии выполнить. Более того, я поняла, что потеряла свое "Я". Не могла осознать - какой я человек по характеру, потому что в разных обстоятельствах была тоже разной. Я говорю сейчас не об особенностях поведения, а о личностном самосознании. Было настолько трудно приспособиться к окружающей обстановке, что я решила просто изолировать себя, разорвать все отношения - уехать в другой город. Когда поступила в институт, через психологические тесты начала познавать себя заново (ведь практические задания были обязательны). Представьте мое удивление и восторг, когда я открывала в себе такие черты, о существовании которых даже и не подозревала. Мне кажется, что к такой форме защиты, как "мимикрия", будет прибегать человек, имеющий низкую самооценку, недостаточно ориентированный в своей личности, с шатким и непрочным собственным "Я". Чем чаще прибегаешь к такой защите, тем сильней она затягивает - как воронка.
Несомненно, все формы защиты призваны оберегать нашу психику, но нельзя не сказать и о зависимости от них, когда начинаются серьезные проблемы. Возможно, я ошибаюсь, но вытеснение очень коварно по своей сути. Оно позволяет забыть о травмирующих ситуациях, но подсознание способно хранить массу информации в течении всей жизни. На каком-то этапе может произойти так называемый "срыв в подсознательной структуре". Человек ощущает наличие проблемы, но не может осознать ее корень - ведь память выкинула "ненужную" информацию. Тогда достается работа психологу (хорошо, если это будет профессионал, а если нет?..)
Когда наши разговоры с мамой стали более откровенны, мы стали вместе искать причину наших конфликтов. Оказалось, что мама тоже была нежеланным ребенком. Жили они в деревне, где располагалась Казачья станица. Авторитет родителей был непререкаем, а манеры стандартного поведения не обсуждались. Многое из своего детства мама забыла, но модель воспитания нашла свое отражение и в нашей семье. Неосознанно, она повторяла такие действия, от которых сама же и страдала в детстве.
Возможно, кто-то и обращал ее внимание на некоторые жесткие методы воспитания, но здесь действовал уже механизм отрицания: "Я не хочу обращать внимание на эти моменты потому, что они заставят меня столкнуться с воспоминаниями, которые делают мне больно".
История Натальи иллюстрирует процесс формирования "мимикрии" в детстве, когда мать, по сути, не оставляла ребенку выбора и неосознанно побуждала его подражать другим детям, быть не собой, подавляла его естественные и спонтанные проявления.
На нашем сайте вы можете прочитать материал Н. Железновой о влиянии матери на развитие ребенка.
Вытеснение и отрицание, действительно, "коварные" формы защиты. Защищая сознание от неприятной и травмирующей информации, они не позволяют ему "вмешиваться" в происходящее, в то время как напряжение в поле взаимодействия человека с окружающим миром существует, а конструктивные действия, направленные на то, чтобы его нейтрализовать не предпринимаются. Процессы вытеснения и отрицания можно уподобить "черной дыре", поглощающей ресурсы человека. Постоянно существующий фон напряжения побуждает как-то его нейтрализовывать, и здесь на помощь приходят другие формы защиты. Например - регрессия или замещение (о котором пойдет речь в следующей статье). Именно поэтому люди с развитым отрицанием и вытеснением часто склонны к перееданию и алкогольной зависимости. Негативные стороны этих защит становятся особенно заметны с возрастом. У пожилых людей с развитым отрицанием и вытеснением более быстро и интенсивно развиваются возрастные синдромы, связанные с изменением памяти и снижением интеллектуальных функций.
И еще одно письмо от нашего постоянного читателя, который пишет под псевдонимом Sham.
Мимикрия это как раз мой случай.
Это было во время моего пубертатства, когда я был м "забитым" подростком без собственного Я. Внутренне я буквально всего боялся и был незащищенным. Естественно, я искал обществе своих сверстников модель поведения, которая была бы адекватной. Пытался общаться с "лидерами", подражать их поведению. Это даже приносило какое-то внутреннее равновесие.
На почве такого подражания я стал увлекаться различными делами: музыкой, фотографией, легкой атлетикой, футболом, хоккеем, пивом, водкой. Пытался начать курить, не получилось, уж больно отвратительно было. И алкоголиком тоже не стал, хотя пил бывало помногу. И это мне совсем не нравилось! И все же пил... МИМИКРИЯ - черт ее подери! Кстати, курение и алкоголизм это и есть явное проявление мимикрии!
Надо признать, некие отголоски мимикрии я испытываю и сейчас (мне 29). У меня появляется желание подражать людям, которые мне симпатичны. Хотя являюсь личностью самодостаточной. Многое я в жизни переосмыслил, перестрадал. К сожалению, те люди, которым я подражал, перестали быть для меня друзьями. Я с ними близко не общаюсь. Я стал понимать, что хотя они для меня что-то значили, я для них был пустым местом (как человек). Это обидно, досадно,.. ну ладно!
Когда я служил в армии, мне поначалу была свойственна мимикрия. Я подражал повадкам дедушек и других авторитетов. Просто надо было выжить. А когда они поуходили, вместе с ними ушла и мимикрия. И на душе стало спокойнее... И это было окончанием пубертатства и началом взросления, которое продолжается до сих пор.
Кстати, в армии, на зоне, где в коллективе существует разделение на примитивные социальные уровни (паханы, шестерки и т.д.), сплошь и рядом можно наблюдать мимикрию, подражание "авторитетам". Это бывает очень смешно.
Также следует упомянуть "вербальную мимикрию". Когда человек перенимает манеры речи, словарный запас, сленг (феня) и т. п. у лидера или авторитетного человека. Это очевидно, самый распространенный вид мимикрии. Особенно среди особей мужского пола
). Конечно же, я имею в виду банальный мат. Говорить матом начинают в подростковый период, когда мимикрия бывает очень выражена. Потом это входит в привычку.
Не скрою, такая слабость есть и у меня, нецензурные слова входят в мой запас обыденных слов. И это - привычка, к сожалению. В моем случае это, скорее всего, не мимикрия, а осознанное подражание, которое превратилось в привычку. Есть такие коллективы, где мат - норма речи. И чтобы адекватно общаться там, надо использовать ненормативную лексику.
В подростковом возрасте речь, скорее, идет о действии механизма "проективной идентификации" - уподобления и подражания другому человеку на основе симпатии, притяжения, взаимопонимания, в большей мере осознанного выбора. Подросток ищет оптимальные модели эффективного социального поведения, ищет себя и познает общество, общаясь со сверстниками. В основе проективной идентификации лежит эмпатия и сознательный выбор. "Мимикрия" также может закрепиться в подростковом возрасте, в случае, если молодой человек оказался в агрессивной среде, и выбора у него, по большому счету, не было. Армия и зона как раз и являются такими агрессивными средами, где от внешних проявлений часто зависит выживание.
Вредные привычки, действительно, в большинстве случаев основаны на подражании и только на подражании. Люди - существа общественные. Подражание можно наблюдать у разных видов млекопитающих - у кошек, собак и других животных. В некоторых случаях оно лежит в основе быстрого научения... Но в случае курения и приема алкоголя вряд ли можно говорить о положительной стороне этого процесса...
Характерным для "мимикрии" является также отсутствие собственного личного мотива для того или иного внешнего проявления. Просто копируется какая-то форма поведения - вербального или невербального... Если человеку с развитой "мимикрией" задать вопрос о нем - о его чувствах, мыслях или отношении к чему-нибудь, это повергнет его в ступор. Не потому, что он такой скрытный, а потому что ему часто просто нечего сказать, он просто не знает ничего о себе - настоящем. В лучшем случае он воспроизведет чье-то мнение или расскажет о каких-то событиях в прошлом.
Мимикрию следует отличать от эмпатии - способности понимать других людей, чувствовать их состояния, сопереживать им и соответствовать их ожиданиям. В основе эмпатии - развитое восприятие, это выражение бессознательного хорошего отношения к людям, если хотите - любви к ближнему, повышенная чувствительность в области межличностных отношений. Входя в состояние другого человека, симпатизируя ему, мы как бы отчасти становимся им, мы отражаем его - в жестах, мимике, речи... Если для "мимикрии" характерна жесткая манера внешних проявлений независимо от обстоятельств и окружения, то для эмпатии - напротив, характерна чрезвычайная гибкость, в зависимости от того, какие люди находятся рядом.