Мотивация для учебы - создание ребенку для себя комфортного состояния в школе.
Я - ОК. Ну, это в школе напрямую получается - обеспечение такого состояния. Получил 5 - вот ты и ОК, молодец в общем. И самому ребенку, и родителям. Так что это получается двойной ОК - еще и родители похвалят потому что и они себя ОК почувствуют.
Мир - ОК. Мир в школе состоит как бы из двух частей - уроки и общение с коллективом.
Что нужно, чтобы чувствовать себя ОК на уроках? Чтобы чувствовать себя благополучным, сильным и уверенным в себе, чтобы не испытывать страха во время проверок домашнего задания, контрольных, когда вызывают к доске? Нужно естественно знать хорошо материал, учить каждый день уроки.
И да, отношения с одноклассниками и учителями должны быть хорошие. А то в этот школьный мир просто идти не захочется, если он будет враждебным, а не дружественным со стороны его обитателей.
А вот третья составляющая комфортного состояния - благоприятный прогноз на будущее (все будет хорошо) на ребенка такого влияния как два предыдущих не оказывает. Или оказывает, но в меньшей степени. Делать сегодня уроки для того чтобы через 7, 5 пусть даже 2 года иметь хорошую работу и получать достойную зар. плату, мне кажется, для ребенка это слишком сложная конструкция. То есть в принципе он понимает, что от его учебы зависит его дальнейшая жизнь, но напрячься и решить конкретную задачу во имя своего светлого будущего - на такое не все взрослые способны, не говоря уже о детях. Но вообще благоприятный прогноз на будущее - это скорее мотивация для родителей, чем для детей.
И какой из этого практический вывод? Мотивация для того чтобы делать уроки - это их востребованность. Сегодня сделал - завтра спросили. Тогда в этом есть смысл. Если сегодня сделал, а завтра это никому будет не нужно, то в принципе можно и не делать. До той поры пока их не спросят.
И на практике так оно и есть. Когда на продленке после занятий каждый день проверяют домашние задания, и тех, у кого они не сделаны не отпускают домой, пока они всего не доделают, кто придет в школу с несделанными уроками? Я бы не стала. Зато я помню, что в школе у нас была учительница по химии, которая сама с собой разговаривала у доски и не требовала никаких знаний в принципе. Так по органической химии я вообще ничего не знаю, хотя в аттестате у меня стоит 4.
Получается, что дело в школьной системе. И получается, что на самом деле очень важно найти для ребенка нормальную школу, с нормальным психологическим климатом и хорошо организованным учебным процессом, и главное с хорошими учителями. И если что-то в школе сбивается с нормального хода, то родители получается должны вмешаться и сделать все, чтобы восстановить нормальный ход учебного процесса и психологический климат. То есть если задача ребенка - учиться, то задача родителей - обеспечить ему нормальные условия для учебы. Так получается.
Ну, когда я училась, экстерната не было. Поэтому на биологии я читала Шекли и Стругацких)))
Сейчас с этим проще - на экстернат можно перейти даже по отдельным предметам. Не удобно - что при таком раскладе в конце года обязателен экзамен.
Поэтому моя дочь на такие уроки просто ходит через раз) Школа идет навстречу.
Вот и у моей так было. Мама я выучила всё, тянула руку, а учительница мимо меня, не буду учить больше.И какой из этого практический вывод? Мотивация для того чтобы делать уроки - это их востребованность. Сегодня сделал - завтра спросили. Тогда в этом есть смысл. Если сегодня сделал, а завтра это никому будет не нужно, то в принципе можно и не делать. До той поры пока их не спросят.
Ну мы договорились, что она учит, и если хочет чтобы её спросили, не тянет руку, а прячет взгляд)))
*сама так делала*))
Ну вот получается, как пишет Марина - востребованность/невостребованность знаний.
Если учителю прочитать и проанализировать не нужно, достаточно просто списать, то вопрос - будет ли ребенок напрягаться? И надо ли его заставлять это делать?
Понятное дело, что дочка радовалась, что труд не пропал и был оценен высоко. ))
Да, насчет заставляния родителями делания уроков. Получается, что они это делают для обеспечения СВОЕГО комфортного состояния. То есть ребенок должен постараться, напрячься и обеспечить родителю состояние, что он, т. е. родитель - ОК. С другой стороны почему бы и нет, родители тоже ради детей что-то делают. Но тогда уж нужно открытым текстом ребенку говорить - поучи ради меня уроки, мне так будет спокойнее.
Но с другой стороны таким образом как бы оказывается внимание ребенку, подчеркивается важность его личности. Дочка видит, что мама заботится о том чтобы уроки шли ей на пользу. А не так что - разбирайся сама со своими делами, лишь бы меня на собрании не ругали, а остальное пофиг. Тоже правильно.
Находчивость ребенка (как в случае сдирания рефератов из сети) во взрослой жизни точно пригодится
Вырулили на ещё одну существенную мотивацию. Повышение самооценки. "Если я, мои мысли интересны учителю и тем более другие это видят, почему бы не прочитать что-то дополнительно и не выдать на гора на ура."Если учителю прочитать и проанализировать не нужно, достаточно просто списать, то вопрос - будет ли ребенок напрягаться?
Или в зависимости от типа личности просто тихо порадоваться, что труд не только формально оценен, но реально интересен значимым другим здесь и сейчас.
Что тоже ведь есть повышение самооценки: "я крутой, я выкрутился!"
Но вот тут интересный момент. Не раз слышала мнение, что такие вот выкручивания - это плохо.
Ребенок должен непременно трудиться, иначе вырастет лентяем, сядет на шею.
Хотя по жизни, разве мы не облегчаем всячески себе жизнь, раз имеется такая возможность?
Что скажете?
И еще насчет востребованности знаний. Чем более востребованы знания, тем более живой интерес стимулирует их получение. А нужны ли ребенку знания логарифмов, закона Ньютона, фонетического разбора слов и пр. в том же духе после того как он выходит из школы и идет домой? Использует ли он их в своей повседневной жизни? Не использует. А где он их использует? Только в школе. А если эти знания и в школе окажутся невостребованными, то откуда взяться живому интересу для их получения? Останется только неживой. Вот может быть стереотип ботаника - это и есть такой тип, который движим неживым интересом и уходит в учебу потому что у него не очень получается социализироваться в обществе ровесников. И он тогда прячется от жизни в учебу.
бывает по разному. у меня в школе были друзья. школу прогуливали много и часто все вместе :)Да. Ведущая деятельность - общение со сверстниками.
Если в школе есть друзья, то ее прогуливать не будут полюбому.
Ну и отношение к учебе в этой среде важно.
максимум, если верно помню, - недели по полторы сплошняком в ней не появлялись :)
неоднократно прогуливали уроки всем классом :)