Модусная, или оценочная, категория выра-
жает субъективное начало при выражении объ-
ективной реальности, «обеспечивает возмож-
ности различной интерпретации говорящим
того или иного концептуального содержания и
формирования на основе этого отдельных смыс-
лов» [5. С. 15]. Механизмы этой интерпретации
закрепляются в виде форматов знаний. Формат
знаний – форма или способ представления
знаний на мыслительном и языковом уровнях,
когнитивный механизм образования имплици-
рованного смысла. Анализируя фразеологиче-
ские единицы (далее ФЕ), мы обнаруживаем,
что оценочное знание чаще всего организовано
через такой формат, как фрейм.
Фрейм является той когнитивной струк-
турой, которая формирует стереотипы язы-
кового сознания, продуцирующие знаки
косвенно�производной номинации благодаря
«предсказуемости валентных связей (слотов),
векторов направленных ассоциаций» (В. В.
Красных) [2. С. 189]. Категория оценочности,
представленная в виде форматов оценочно-
го знания и объективированная посредством
знаков косвенно�производной номинации,
реализует национальный стереотип нормы,
нормативной картины мира, значимость кото-
рой для человека особенно важна в ситуации
выбора, при принятии решения