Может это про симпатическую и парасимпатическую системы
Таки... читаем, сопоставляем, освежаем в памяти) *Сказала бы я, как нас этологии учили... (((*
Первая сигнальная система - "Специальное внешнее влияние, вызывающее специальную реакцию в живом веществе" (с) На запах пищи у голодного студента выделяется желудочный сок и рот заполняется слюной (вот кстати о биофаке, в столовую на летней практике нас звали ударами по специальной "рынде" , потом после нескольких недель практики какое-то время сохранялась связь - появлялась готовность пожрать на любые удары железякой)) )
Грубо говоря, первая сигнальная система - это в рот положили кусок лимона - и полный рот слюны, вторая сигнальная система - человек подумал о лимоне - и все равно полный рот слюны.
*А Павлова таки дальше почитаю, пробелов в образовании немало, заполнить оные никогда не помешает*
*Система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии конкретных раздражителей, называется первой сигнальной системой.
Она есть как у животных, так и у людей.
Но у человека выработалась еще одна, более совершенная, вторая сигнальная система. Она возникла в связи с общественным трудом и связана с функцией речи.
Именно наличие второй сигнальной системы Иван Петрович считал основным отличием человека от животного .*
Интересно, а что в цитате Вернона было не так?
*Качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных ,в том, что первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми).
Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.*(с)
Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.
Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.
Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.
Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.
Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.
Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работ! мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возмож ность создавать научные понятия, формулировать законы.
Речь может участвовать в регуляции деятельности различныx органов с помощью слова. Словесные раздражители являютс физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние.
Физиологические основы речи. Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока. Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного и ре-чеслухового анализаторов (центр Вернике).
Для декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех ее элементов, а в оптической форме - участие сложных поисковых движений глаз. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей). При поражении этих отделов коры происходит нарушение понимания логико-грамматических конструкций и счетных операций.
Вторая сигнальная система допускает неоднозначные отношения между явлением, предметом и его обозначением (словом), что позволило человеку действовать разумно в условиях вероятностного событийного окружения (информационной неопределенности). Это во многом способствовало развитию способностей к интуитивному мышлению. Возникла принципиально новая форма мыслительной деятельности - построение умозаключений на основе использования многозначной (вероятностной) логики. Постоянное использование языка привело к тому, что человеческий мозг, как правило, оперирует неточными понятиями, качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами.
http://www.medicinform.net/human/fisiology8_4.htm
То есть получается, что в первой сигнальной системе воспринимаются сами сигналы от предметов и явлений окружающего мира, а во второй - сигналы от словесных символов этих предметов и явлений.
Последний раз редактировалось Марина; 20.04.2012 в 21:11.
Доброго времени ..., прочитала ваши посты и не со всеми могу согласиться, например, мозг дельфина(усатые-зубатые))), более совершенен, чем у хомо-сапиенс. Неокортекс, действительно, не претерпевает изменения многие тысячелетия... Любопытный факт наблюдаемый у хомо-сапиенс (субъективный, ессно) - катострофическое развитие интеллекта, при полном деффекте эмоциональности
Марин, тут еще такая закавыка, что мыслит современный человек словами, реже образами. Слова- сформированные через речевой аппарат продукты его мозговой деятельности. То есть, слова, способы их компоновки опять же появились за счет усложнения и развития ГМ с помощью спецмеханизма их реализации.Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работ! мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возмож ность создавать научные понятия, формулировать законы
как сказать = чаще ли словами)
Вообще то реальная статистика , сколько на планете на самом деле "первично сверхактивніх "людей. которіе міслят "мыслями" а портом переводят их в словесную форму- все времяобновляется потому что оно в процессе изучения.
Кстати, ув. Участники, а чем по вашему мы заплатили за наличие второй сигнально системы?
Что у нас из за этого с вами залочено в сравнении с жИвотными?
Анализ и вариативность?Что у нас из за этого с вами залочено в сравнении с жИвотными?
Способность по настоящему "разговаривать" без слов? Считывать действительные эмоции друг друга как они есть?
Дочка вчера смотрит мудьтик "Рио". Момент где бразильские птицы объясняют заезжему как презентовать себя перед местными дамами. Дочка спрашивает: "А что они делают?" - "Учат его выпендриваться перед девочками." - "Выпендриваться перед де....." и тааак мечтательно завела глаза в потолок с хитрой улыбкой. )))))
***Животное не может отвлекаться от непосредственной действительности; оно не способно к абстрагированию и у него нет понятий о сущности предметов и явлений.
Способность мыслить путем абстрактных (отвлеченных) понятий, выражаемых словами, задуманными, произнесенными или написанными (вторая сигнальная система), сделало возможным возникновение абстрактно-обобщенного отражения окружающего мира***(с)
ДААА!!!
Мы различаем столько же сколько бобик, но обоняние у нас "недостаточно кортикализовано", то есть недостаточно представлено в новой коре, и в результате этого мы не можем НАЗВАТЬ и ОПИСАТЬ все те запахи, которые ощущаем, до такой степени, что нам КАЖЕТСЯ, что мы их не чувствуем.
замечаем но не чувствуем.
за наличие второй сигнальной системы мы платим тем. что многое "замечаем но не чувствуем".
И дальше, вплоть до того что виртуальное для нас иногда реальнее реального.
"Что есть "истина"? ВидЕние, обладающее запахом" (с)))
Вот, может быть, когда мыслят образами - это и есть эмоции? То есть эмоции - это такие образы событий? Ну, если вдруг радость как реакция на какое-нибудь событие, или ощущение беды - оно ведь вначале без слов в голове происходит. Вдруг становится хорошо или плохо. И только потом уже начинаешь разбираться что произошло, облекаешь само событие и эмоции по поводу события в словесную форму. И может быть, это и есть переживание? Тогда получается, что эмоции - это продукт первой сигнальной системы, а переживания - второй.
И поэтому импритинговое запечатление происходит на фоне сильных эмоций. При этом на какие-то события появляются условные рефлексы и у человека отключается критичность. И видимо тут задействована первая сигнальная система.
И у индуцирования может быть такой же механизм? Эмоции у индуцируемых - восприятие первой сигнальной системой - отсутствие критичности, анализа, понимания насколько разумна эта информация.
Типа как бегут в бой "За Родину, за Сталина!" В голове - просто воодушевление и сознание, что нужно наступать на врага. Но человек при этом как бы не пользуется возможностью анализировать ситуацию, думать - как лучше выполнить поставленную перед ним задачу. Потому что вторая сигнальная система, которая всем эти ведает, заблокирована.
Где-то читала, если закрыть нос, то вкус пропадет , будет сложно отличить яблоко от лука.
А у животных как? Или если они не разнюхают, не будут есть?