Было высказано мнение:
Цитата Сообщение от MOONSHADOW*
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Трансперсональная психология — одно из самых мощных направлений современного психоанализа, синтезирующее идеи Отто Ранка (травма рождения), аналитической психологии Карла Густава Юнга и философские идеи неклассической современной физики (принцип дополнительности) Вернера Гейзенберга и Дэвида Бома.

В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.
Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.
Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, гуманистической психологией и бихевиоризмом, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как, изменённые состояния сознания, духовность и религиозные переживания.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

В основе философских представлений трансперсональной психологии лежит юнгианская идея о том, что сознание не тождественно мозгу. Уже сам Юнг в разработанном им учении о коллективном бессознательном в значительной степени отошел от европейской (картезианской) традиции понимания сознания и в своих идеях использовал элементы восточных философских учений: махаянического буддизма, неоведанты, санкхья, даосизма, философии китайской классической “Книги перемен”.

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:

• Психологическое и психиатрическое изучение духовных традиций:
o Индуизм и йога
o Буддизм
o Шаманизм
o Каббала
o Суфизм
o Христианский мистицизм
o и др.
• Целительское искусство индейцев
• Старение и духовное развитие
• Медитация и её клинические аспекты
• Состояния сознания
• Психоделики и психофармакология
• Парапсихология
• Межкультурные исследования и антропология
• Лечение бывших членов сект
• Трансперсональная психотерапия
• Трансоанализ
• Лечение привыкания
• Дыхательные практики (холотропное дыхание, ребёфинг)
• Умирание и около смертные переживания (ОСП)

Общим для всех этих представлений, во-первых, является учение о карме, то есть о том, что жизненный путь души человека претерпевает бесконечное множество превращений, рождений, смертей, и, во-вторых, то, что сознание человека, его душа в большой степени определяется особенностью протекания его кармических воплощений.

С другой стороны, С. Гроф углубил и как философски, так и клинически уточнил учение Ранка о травме рождения. С. Гроф ввел понятие динамики предродового (перинатального) развития, в то время как для Ранка травма рождения была чем-то единым.

Клинический аспект трансперсональной психологии С. Грофа заключается в том, что человек, страдающий различными психическими отклонениями, должен вторично пережить и тем самым избыть травму рождения или физиологически отягченный опыт своего перинатального развития либо даже некую отдаленную травму его кармического предка или нации, к которой он принадлежит, в целом.

Методика психотерапии С. Грофа имеет две разновидности.

Первая — ЛСД-терапия. В этом случае пациенту, страдающему тем или иным психическим расстройством, под строгим наблюдением врача и нескольких ассистентов на протяжении нескольких сеансов дают определенную дозу наркотика ЛСД, под воздействием которого пациент погружается в измененное состояние сознания. Здесь и начинается собственно применение методики С. Грофа.

Согласно представлениям трансперсональной психологии, принятие ЛСД при соответствующей психотерапевтической помощи врача воскрешает в бессознательном пациента обстоятельства, сопутствующие травме рождения, перинатальной динамике или трансперсональной кармической динамике. Как правило, при таких сеансах пациент испытывает глубокие психологические и нравственные страдания. Его посещают кошмарные зрительные образы, как правило, мифологического характера, но иногда и исторического — картины геноцида, войн, пыток в концлагерях.

Пациент может биться в конвульсиях, кричать, вырываться из рук держащих его ассистентов, но по договоренности между ним и врачом сеанс может закончиться только тогда, когда пациент отчетливо произнесет заранее обговоренное слово “достаточно” или “хватит”.

Если сеанс (а их может быть несколько) протекает в нужном русле, то есть если пациент встречает в своих видениях ту травматическую причину, из-за которой он страдал во взрослой жизни, то он, как правило, испытывает чувство облегчения, экстаза, расширения личности, всепоглощающего блаженства и завершенности.

С. Гроф не раз подчеркивал, что его метод не носит медицинского характера, а является психологическим методом развития личности. По С. Грофу, в основе большинства тревожных состояний, фобий и т.п. лежит фундаментальный страх перед рождением-смертью.
Вторично пережив рождение-смерть, человек перестает бояться и только тогда становится полноценной личностью.

В середине 1970-х годов ЛСД-терапия была С. Грофу запрещена. Тогда он применил другой, древний способ погружения в измененное состояние сознания — так называемое холотропное полное дыхание. Методика оставалась прежней, но при погружении в измененное состояние сознания, при помощи холотропного дыхания, использовалось еще надавливание руками на определенные участки тела пациента.

Станислав Гроф разработал подробную классификацию состояния плода в чреве матери (так называемая динамика “базовых перинатальных матриц” — БПМ).

Биологическая основа БПМ-I — это исходное симбиотическое единство плода с материнским организмом. Внутри этой БПМ условия для ребенка могут быть почти идеальными. БПМ-II относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается — вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет.
Для этой стадии характерно переживание трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающего человека в центр.

На стадии БПМ-III шейка матки раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, высокая степень гипоксии и удушья. На конечной стадии родов плод может испытывать контакт с такими биологическими материалами, как околоплодная жидкость, кровь, слизь, моча и даже кал. Чрезмерные страдания, связанные с БПМ-III, можно охарактертовать как садомазохистские.

“Переход от БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях — то есть физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, окончательного морального падения [...].
За опытом полной аннигиляции [...] следует видение ослепительного белого или золотого света, сверхъестественной яркости и красоты [...]. Человек испытывает чувство глубокого духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Он, как правило, чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает очищение необремененности. Это сопровождается потоком положительных эмоций в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным местом, а интерес к жизни отчетливо возрастает”.

Сознание, прошедшее через трансперсональный опыт, С. Гроф называет холотропным сознанием. Это поле сознания без определенных границ, которому открыт доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств.

Для холотропного сознания “вещественность и непрерывность материи является иллюзией [...] прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах одновременно; можно пережить несколько временных систем сразу; можно быть частью и одновременно целым; что-то может быть одновременно верным и неверным; форма и пустота взаимозаменимы и т. п.”.

Книги по Трансперсональной психологии

• Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние.
• Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД
• Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания.
• Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Уилбер К. Око духа. Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира.
• Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие.
• Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. (доступна на сайте _www.psylib.ukrweb.net/books/james01/index.htm_ )
И последовало обсуждение, цитирую его далее.