Блин, меня накрывает от темы "раннее развитие". В другом сообществе то и дело попадаются вопросы, типа: как замотивировать 2-хлетку на занятия (40 минут!) в бассейне. На ответ, что рано ещё для таких длительных занятий, мама пишет: ну что Вы, мы с 1,5 лет занимаемся: и лепка, и рисование, и танцы. Я же знаю, что он может!
Ну копец. А потом будет писать про истерики и "немотивированную" агрессию((
Спасибо и от меня, ув. Птичка Тари, за эту статью. Смысл статьи очень содержательный.
P.S. у меня племяшка есть 4-х лет, ее вот с одного года усиленно развивают, во всякие развивашки водят и дома бабушка племяшкина активно учит ее читать, писать. Недавно была у них в гостях и узнала, что они уже к школе готовятся в одной из развивашек, им даже домашнее задание на 5 листов дают. При этом ее родители и бабушка полагают, что это ей самой так все интересно (читать, писать с 3 лет), а не в угоду значимым взрослым. Рассказываю об этом, просто чтобы еще раз сказать самой себе: "как хорошо, что я познакомилась с Вежей до рождения моего первого ребенка!"
А во сколько ребенка стоит учить читать?
Тоже материал читаю, написано "умение переживать проигрыш". Мы с племянницей иногда играем в "Свинтуса", она категорически не любит проигрывать, начинает плакать, да так искренне плачет, её аж трясет. Там есть правило - если выпадает карта "Хлопкопыт", нужно всем как можно быстрее положить руку на карту, кто последний - тот берет себе 2 карты из колоды. Вот если она последняя - начинает плакать
В последний раз когда играли - она выиграла и сказала, что больше не хочет играть. Видимо, чтоб остаться выигрывшей
Обычно дети сами начинаю проявлять интерес к обучению.А во сколько ребенка стоит учить читать?
лет в 5-6, раньше учили читать в 1 классе, лично я научилась
моя сестра в 5 начала читать, причем ее никто специально не учил, просто читала со мной вместе
мои сыновья в 6,5 научились читать
На самом деле детей надо развивать. НО! Надо развивать в рамках тех навыков, учений, участков мозга, которые по задумке природы должны развиваться именно в этом возрасте. Это манипуляции с предметами и веществами, созерцание, расширение словарного запаса, работа анализаторов - вкусового, зрительного, слухового, обонятельного и пр. Но главное - формирование контакта с мамой, с папой.
А это все ведь требует очень много сил, времени и желаний. В какой развивалке ребенку дадут понюхать как пахнет осень, дадут повозиться в луже, слепить с мамой пельмени и уж точно он нигде не услышит, как мама и папа поют дуэтом.
Самое интересное, что Автор крайне негативно отнеслась не только к идее не водить и не учить, но и к рекомендации самой больше проводить время с ребенком.
--- Добавлено ---
когда он начинает играть со словами и слогами родного языка.)
--- Добавлено ---
еще занятная статья - http://www.valyaeva.ru/chto-na-samom-dele-nuzhno-nashim-detyam/
Для этого нужно очень много родительских сил. Выходит, поэтому сейчас такая истерия со всеми этими кружками, занятиями? У племянницы в садике некоторые дети ходят одновременно в театр, на ментальную математику, подготовку к школе, спортивный кружок и еще черт знает на что..
Хорошо, что 20 лет назад это было не популярно, и можно было просто в своё удовольствие читать, беситься и радоваться жизни)
Как это, ув. Птичка Тари?
Да, чтобы воспользоваться этим умением на практике.
Я научилась читать примерно в 4,5
Это было летом у бабушки. Днём в хорошую погоду мы, конечно, гуляли на улице. А вечерами взрослые, в том числе старшая сестра, читали (телевизор - два канала, что ещё делать?). Я к сестре: научи! Ну и научилась, тоже стала читать)
А дочка моя как-то не проявляла интереса ни к буквам, ни к чтению. Я не настаивала. В подготовительной группе, в 6 лет, их стали готовить к школе, там она и научилась. Но ровно на том уровне, на каком требовали занятия, не больше. Бегло читать научилась в школе.
А ментальная математика - это что такое?
намеренно коверкать слова, использовать одни приемы словообразования, чтобы создавать новые слова, не существующие в природе и т.п.
--- Добавлено ---
кста, на том же сайте Мел есть очень интересная статья про французскую начальную школу. Там детей учат читать и писать довольно рано, НО! Это обучение преследует конкретную цель - научить пользоваться вывесками, надписями на упаковках, элементарно читать свое имя и фамилию на шкафчике.
Мне говорили, что я научилась читать по вывескам. То ли спрашивала что там написано, то ли мне говорили. Я этого сама не помню. Но и что как-то иначе читать училась тоже не помню. В 6 лет уже писать умела немного, только буквы не в ту сторону смотрели.
--- Добавлено ---
Интересно. А это полезное занятие?
И я не помню. Только помню, что в 5 лет уже взапой сидела читала сказки, в 7 лет быстрее всех в подготовительной школе читала. Только зачем этот навык чтения на скорость был нужен - непонятно)
--- Добавлено ---
Мне вот тоже интересно есть ли от этого польза. Сестре сказали, что племянница слабо занимается, не усидчивая, со всеми болтает, отвлекает всех.. Перестали водить)
--- Добавлено ---
Спасибо, ув. Птичка Тари, надо понаблюдать за детишками)
Хорошая статья, спасибо!
На самом деле, тоже Форуму спасибо хочу сказать.
В своё время, когда дочка была маленькой, у меня не было особых возможностей её "развивать" (сначала жили в маленьком городе, потом, уже в Москве, не было лишних денег).
Здравый смысл мне, конечно, подсказывал, что в этом нет такой уж необходимости, но где-то глубоко в душе было чувство вины, что я что-то "недодаю" ребёнку (как глупо это сейчас звучит!). Вроде, "не такая, как все".
А потом стала читать форум и всё встало на свои места.
Какое-то противоречие мне во всем этом видится. Водить ребенка на развивалки, выполнять потом с ним домашние задания на 5 листов - все это тоже требует много родительских сил (и, наверное, гораздо больших, чем просто проводить с ним время, показывая прелести осени).
Тут ведь вопрос в маме. Умеет ли она сама видеть прелести осени, умеет ли окунаться в детство, интересно ли ей проводить время с ребенком, попутно развивая его.
И вот если не умеет и не интересно? Как тогда?
А разве этому нельзя научиться? Ну, точно так же, как делать простейшие поделки из пластилина, к примеру? Или привлекать к тому, что умеешь.
С интересом сложней, конечно.
Одна знакомая меня как-то спрашивает: ты что, с детьми прямо каждый день и в любую погоду гуляешь? (Да нет, не в любую, конечно, но по возможности). Я вот, мол, себя с трудом заставляю - не могу, ну неинтересно мне. (Я не знаю, как это и что на это можно ответить?)
А может, это тоже про невроз малодетности, только с другой стороны?Водить ребенка на развивалки, выполнять потом с ним домашние задания на 5 листов - все это тоже требует много родительских сил (и, наверное, гораздо больших, чем просто проводить с ним время, показывая прелести осени).
Типа, упахаться с одним так (и продемонстрировать эту "упаханность"), чтоб о других не думалось?
Научиться, наверное, можно.
Поделки из пластилина - это же, фактически, опять развлекать ребенка, если маме это не в кайф.
Я вот та самая мама, которой развлекать ребенка не интересно. Не интересно играть с ним в машинки, не интересно лепить. Я, конечно, играю-леплю, когда он подходит ко мне, протягивает пластилин и просит, чтобы я ему слепила зайчика. Но вот, если говорить откровенно, то самой мне это не интересно и воспринимается мною как исполнение обязанности. Точнее не так. Иногда интересно, но чаще у меня есть куча своих дел и в результате я подойду, слеплю зайку и пойду дальше делать свои дела, а ребенок продолжает ковыряться сам.
Что-то я подвисла...
Ей, может, и надо. Только как научить тому, чего сам не умеешь?... Понятно как - учиться самой. Или умеешь, но только не облекаешь это в слова, так как видишь-чувствуешь-наслаждаешься и положительные эмоции от созерцания получаешь, но вот учить другого не можешь, т.к. не ловишь момент, когда надо обратить внимание ребенка.
Но, может, я о другом? Вот раньше, в пещере, когда мама все время занята - когда же она учила детей видеть прелести осени? Это точно функция мамы? Или прелести осень ребенок увидит и почувствует сам, просто много гуляя на улице?
Ну да, у меня так же. И что такого) Тоже не умею развлекать и к творчеству совершенно не склонна. Старшая - дочка, её было проще на кухне привлечь к чему-то, ну и жили мы первые её два года на юге, бОльшую часть свободного времени гуляли. А потом садик начался. С младшими совсем просто - они уже к сестре "пристают")
Подумалось вот о чем: в этом возрасте (лет до 4, как минимум) по отношению к ребенку, наверное, вообще не должно быть слова "учить".
Ведь восхищаясь осенью, мама вольно или невольно все равно скажет что-то типа "как красиво!" или "какой запах листвы!" или "ой, какой листик". Без намерения научить, а просто от восхищения. И ребенок это воспримет.
То же с цветами. Говоря в быту "дай мне зеленые колготки. Нет, не синие, а зеленые" - даже без намерения мамы научить - ребенок учится цветам.
Читая ему стишки-сказки и не уча его пересказывать их наизусть, просто не отказывая прочитать еще раз, если он просит, с удивлением можно обнаружить что он уже что-то помнит наизусть.
Моему сейчас 3,2. Помня тему о раннем развитии, ну и в силу своего неумения, я отстала от ребенка и не стала его ни чему намеренно учить и развивать. И вот сейчас наблюдаю как он сам постепенно до всего дозревает и доходит (или начинает дозревать и доходить). Очень, я вам скажу, интересный процесс.