Специалазация Московского Гештальт Института
В конце ноября 2015 года в Москве (5 мин от м.Новослободская) стартует 2-й сезон обучающей программы по системной терапии в гештальт-подходе. Обучение включает в себя 9 трехдневных сессий, в общей сложности 180 учебных часов, длительность программы полтора года.
Основные темы программы
1. Основные понятия и принципы системной семейной терапии. Понимание семьи как системы. Параметры семейной системы: структурные, процессуальные и исторические параметры. Структурные параметры. Структура семьи: состав семьи и основные параметры. Типы дисфункциональных семейных структур. Диагностика и техники работы с семейной структурой. Процессуальные параметры. Процесс функционирования семьи. Жизненный цикл семьи. Коммуникация в семье. Регуляторы семейной системы. Исторические параметры. Работа с семейной историей. Концепция «семейной истории» в рамках психодинамического и трансгенерационного подходов. Работа с семейной историей. Техника «Генограмма» (М. Боуэн). Отработка навыков построения и анализа генограммы. Фокусированная генограмма. Геносоциограмма. Семейные мифы. Работа с семейными мифами в рамках семейной терапии. Метод системных семейных расстановок.
2. Этапы и кризисы развития семьи. Психологические проблемы и задачи развития семьи на основных этапах ее жизненного цикла. Психологическая помощь семье, переживающей нормативный кризис. Ненормативные кризисы семьи: измена, развод, инцест, болезнь, смерть одного из членов семьи. Основные направления психологической помощи семье, переживающей ненормативный кризис.
3. Организация процесса семейной терапии. Техники семейной терапии. Структура первой встречи с семьей. Заключение контракта с семьей. Организация процесса работы с семьей в системной семейной терапии. Классификация технических приемов работы с семьей в семейной терапии. Техники интервьюирования семьи. Циркулярное интервью. Техники, направленные на изменения поведения членов семьи. Парадоксальные техники. Гештальт-подход в работе с семьей (Польстеры, Р.Резник).
4. Творческие методы и эксперименты в работе с семьей. Гештальт-эксперименты в работе с семьей. Особенности арт-терапевтических методов. Виды арт-терапии. Использование техник арт-терапии в работе с семьей: «Рисунок семьи» и различные вариации данной техники, «Каракули Винникота», «Коллаж», «Маски», «Совместный рисунок», «Семейный (родовой) герб» и др. Работа с метафорами. Сказкотерапия. Метафорические ассоциативные карты в семейной, детской и супружеской терапии.
5. Работа супружескими парами. Принципы организации психотерапевтической работы с супружескими парами в гештальт-подходе. Аспекты супружеских отношений, служащие полем для интервенций (процесс и содержательная сторона общения супругов, концепция баланса, способы сопротивления). Восстановление контакта в супружеской паре. Техники прояснения коммуникаций. Гендерный аспект супружеских отношений: мужские и женские роли в семье.
6. Работа с сексуальными проблемами. Работа с сексуальностью супругов. Цикл сексуальной реакции и работа с ним в гештальт-подходе. Сексуальные дисфункции, их причины и классификация. Работа с сексуальными дисфункциями. Агрессия в сексуальных отношениях. Работа с сенсорными каналами. Работа с сексуальными фантазиями и метафорами. Сексуальные расстройства у женщин и мужчин. Сексуальные извращения (парафилии): основные направления и принципы психологической помощи. Гомосексуальность, гетеросексуальность, бисексуальность.
7. Работа с детьми. Основные понятия и принципы работы с детьми в гештальт-подходе. Организация терапевтического процесса в работе с детьми. Особенности установления контакта с ребенком. Формы нарушения контакта (слияние, интроекция, проекция и др.). Гештальт-терапевтические техники и приемы при работе с детскими страхами и агрессивностью. Психологическая помощь гиперактивному ребенку. Психологическая помощь замкнутому ребенку. Способы работы с детской виной и одиночеством. Терапия детско-родительских отношений.
8. Семейная система и психосоматика. Телесно-психическая матрица. Раннее развитие психики. Интроекции неустойчивых семейных констелляций как фактор соматизации детей. Соматизация как защита. Формирование структуры тела в семейной системе.
9. Работа с психосоматическими и соматоформными расстройствами. Симптом как семейное послание. Зависимость как семейный симптом. Классификация зависимостей. Понятие о созависимости. Исторический аспект возникновения зависимости в семье. Особенности функционирования семей с химической зависимостью: структурные дисфункции, нарушение коммуникаций, характерные роли в семье с химической зависимостью. Особенности психотерапии семей с химической зависимостью.
Практикум включает знакомство с основными направлениями и подходами семейной терапии, овладение базовыми умениями и навыками семейного психотерапевта, процесс-анализ терапевтических сессий в ходе работы над собственными семейно-обусловленными проблемами.
Домашние задания включают чтение рекомендованной литературы и отработку технических навыков (проведение отдельных методик и сеансов с семьями и парами).
Тем, кто не является участником гештальт-программы, рекомендуется индивидуальная/семейная терапия (20 часов) у одного из рекомендованных специалистов. Также для участников, не обучающихся в гештальт-программах, рекомендуется дополнительно пройти 30 часов практикума для отработки основных навыков и техник интревьюирования клиента в малых группах (тройках) и посетить специализированный летний интенсив.
Запись у организатора: +7(925) 822-23-40 – Александра Гуленкова.
Общее количество астрономических часов – 180, длительность программы – 1,5 года.
Стоимость одной трехдневной сессии уточняется
Ведущие:
• Олифирович Наталья Ивановнаканд. психол. наук, доцент, член Европейской Ассоциации Психотерапии (сертификат EAP), Федерации Организаций, преподающих гештальт (FORGE), Международной Федерации Семейной Терапии (IFTA). Руководитель секции семейной психотерапии Белорусской Ассоциации Психотерапевтов. Гештальт-терапевт (сертификат МГИ, EAGT), супервизор (сертификат МГИ, IPG), ведущий тренер МГИ, директор Белорусского Института Гештальта, семейный психолог. Автор 3-х книг, 1 учебно-методического пособия и более 40 статей на «семейную» тематику.
• Хломов Денис Несторович – психолог (МГУ), гештальт-терапевт, ведущий тренер, супервизор (сертификат МГИ), член профсовета МГИ, заместитель директора МГИ. Сфера интересов – арттерапия, работа с соматическими нарушениями.
• Малейчук Геннадий Иванович – канд. психол. наук, доцент, член правления Белорусской Ассоциации Психотерапевтов, член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии, гештальт-терапевт (сертификат МГИ, EAGT), действительный тренер МГИ, специалист в области работы с психосоматическими расстройствами.
• Гущина Светлана Владиславовна – гештальт-терапевт (сертификат МГИ), тренер МГИ, супервизор, телесный терапевт, автор методики диагностики ранней травматизации.
• Уласевич Тина Васильевна – гештальт-терапевт (сертификат МГИ), семейный психолог, сексолог, сказкотерапевт, арт-терапевт. Автор ряда статей по арт-терапии и семейной терапии.
Дополнительно: Приоритет базовой программы. Пропуски отрабатываются в другой группе.