Показано с 1 по 2 из 2
Тема:

Псих. расстр. Школ. лит-ра. Преодоление моббинга в процессе изучения рассказа Тургенева «Ася»

  1. #1

    Псих. расстр. Школ. лит-ра. Преодоление моббинга в процессе изучения рассказа Тургенева «Ася»

    Психические расстройства. Школьная литература. Преодоление моббинга в процессе изучения рассказа Тургенева «Ася»


    «Мой отец участвовал в движении за
    гражданские права. Я в то время хотела
    поступать на юрфак и подумала:
    «Когда я буду защищать подростков в суде,
    битва будет уже проиграна.
    Мне кажется, настоящая битва за него
    должна происходить в классе».

    Цитата из фильма «Писатели свободы».
    Говорит молодая учительница литературы.


    Я продолжаю размышлять о формировании отношения школьников к людям с психическими расстройствами, обращая внимание на причины возникновения таких расстройств, в особенности на явления коллективной травли в детские годы. Уже существующее в обществе отношение к таким людям, конечно, – самый важный фактор воспитания молодежи. Но, ведь и воспитание на уроках вносит свой, и немалый вклад, в формирование человека. Здесь сохраняется самое святое – художественное слово, человеческий контакт и добрая встреча со взрослым, мудрым человеком, посвятившим себя молодежи.

    В качестве эпиграфа я взяла цитату из фильма Ричарда Ла Гравеназе, который построен на реальной истории американской учительницы литературы Эрин Грюэлл. Ее трудновоспитуемые ученики воевали между собой. Молодая девушка сумела так организовать преподавание своего предмета, что ее подопечные прекратили ненавидеть друг друга, стали одной семьей. Дети, которые ранее выглядели абсолютно бесперспективными, поступили в ВУЗы и стали писателями - певцами свободы. На приоритетное место было поставлено воспитание, а в итоге ученики стали действительно образованными людьми.

    Сегодня я предлагаю внимательно перечитать рассказ Тургенева «Ася», стараясь обращать внимание на те параллели с современной жизнью, которые могли бы стать мостиком между Тургеневской добротой к «капризной девочке с натянутым смехом» и отношением к современным подростками, не вливающимся в социум. В этом рассказе автору удалось вызвать у читателя чувство сострадания, нежности по отношению к девушке с расстроенными нервами. Как он это сделал?

    Он представил нам в хорошем свете молодого человека, который с особой теплотой относится к Асе. Из его уст звучат трогательные объяснения всех странностей ее поведения, называются причины его преданности по отношению к ней.

    «Я поскакал сломя голову и застал отца в живых, но уже при последнем издыхании. Он обрадовался мне чрезвычайно, обнял меня своими исхудалыми руками, долго поглядел мне в глаза каким-то не то испытующим, не то умоляющим взором и, взяв с меня слово, что я исполню его последнюю просьбу, велел своему старому камердинеру привести Асю.

    Старик привел ее: она еле держалась на ногах и дрожала всем телом.

    - Вот, - сказал мне с усилием отец, - завещаю тебе мою дочь, твою сестру…

    И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!..

    Я поместил ее в один из лучших пансионов. Ася начала с того, что заболела и чуть не умерла»…

    Действие рассказа происходит в Германии. Автор вывозит своих героев за границу, где девочка уже не является изгоем общества. Рассказчик – «Н» - молодой русский дворянин. Вот он живописует своих (и наших) соотечественников за границей. Уже в этом описании заметно некое психологическое злополучие русских людей, но в противовес большинству есть и люди особенные:

    «Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал, главное, по выраженью лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости. Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал. "Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною", - казалось, говорил этот уторопленный взгляд. Проходило мгновенье - и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем.

    Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас».

    Гагин и есть брат Аси, получивший в наследство не только порядочное состояние, но и большую заботу о девочке, которая оказалась ему сестрой по отцу.

    Ася жила с матерью в крестьянской среде и стала сиротой в 9 лет. Горе и шок малолетней девочки совместились с новостью - мама Аси, будучи горничной, родила ее, дочурку, от своего барина. Внезапно Ася оказывается в барском доме, у нее обнаружился отец. Гагин рассказывает:

    «Она не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку. Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею.

    Она хотела быть не хуже других барышень; бросилась на книги. Что тут могло выйти путного? Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел».

    Девочка - подросток старалась вжиться в общество, придумывала для себя варианты поведения и старательно соблюдала их. То она вопреки своей натуре старалась быть развязной, то соблюдала все приличия благовоспитанной барышни, то была скромна как простая русская горничная.

    - Что за хамелеон эта девушка! – думал о ней «Н», пока не понял причины таких перемен.

    Каких трудов и переживаний стоило Асе то, о чем другие ни на минуту не задумываются! Будучи принятыми в обществе такими, как есть, большинство людей даже не замечают, что их спокойствие дано им без собственных моральных вложений.

    Оглянувшись вокруг, всегда можно увидеть людей, которые подстроились под окружение и ведут себя неестественно. Когда же случается расстройство психики, на неестественное, но общепринятое поведение не хватает сил. Человек вызывает насмешки и презрение к себе, не может защититься от агрессии общества. Какой он сделает вывод? Скорее всего, закроется, чтобы его не видели. Сколько же такта нужно иметь, чтобы не ранить такого человека. Сколько времени пройдет, пока приспособится он общаться с людьми.

    «Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой. В ее положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться. Изо всех подруг она сошлась только с одной, некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные барышни, большей частью из хороших фамилий, не любили ее, язвили и кололи, как только могли».

    Как зависит жизнь человека от тех отношений, которые были в детском возрасте в учреждениях образования! Как сильно отражается на психике ребенка, подростка, молодого человека уровень отношений в учебном коллективе, его сложившийся статус в иерархии учебного коллектива!

    Уместно в связи с этим обсудить какие-то современные ситуации, когда в школе кто-то из учеников подвергается разного рода насилию со стороны сверстников, увидеть поведение этих детей и осознать причины их нервозности. Уместно будет рассказать и о самых страшных возможных последствиях моббинга - когда наступает настоящее серьезное расстройство психики .

    Однажды я зашла в обычную, довольно крупную школу. Два мальчика сообщили мне, что поблизости драка - бьют их одноклассника. Я пошла туда, где стояла толпа школьников. Разбившись на маленькие группы, дети бойко говорили каждый о своем. Целый пчелиный рой. Где же тут драка? Разгребая руками детей, я переправилась на другой край коридора. Там один мальчик прижал другого к стене и душил его. Несчастный ребенок совсем задыхался. Я резко оторвала руку душителя и сразу же ситуация резко изменилась.

    Дети перестали делать вид, что ничего не слышат и не видят, они быстро перестроились в круг и с азартом смотрели, что же будет. Беззаботный пчелиный рой превратился в арену современного Колизея. Я увела обоих мальчишек в сопровождении детской оравы. В учительской агрессора отругали. Он стоял, ухмыляясь, и вышел героем. Избитый ребенок, весь покрытый красными пятнами, вышел раздавленный и униженный под смех толпы.

    Позже я узнала, что он заключил союз с товарищами. В знак верности каждый прыгнул в мусорный бак. Затем они перешли к агрессии и сами стали внушать страх своим школьным сверстникам. Вот так решается ситуация своими силами, когда вмешательство взрослых не достигает должного результата. Вряд ли в их взрослом будущем между ними появятся сострадание и милосердие.

    Эти маленькие девочки и мальчики, нарядно одетые, красивые и крепкие, учились быть толпой, безразличной к преступлениям в своей среде. Несколько ранее в городе произошло убийство на глазах толпы. Во время следствия свидетели вели себя странно. Многие оправдывали убийцу, а некоторые так извращали ситуацию, что убийцу представляли героем. Получается, что дети копировали поведение взрослых, учились быть такими же, улыбались, стоя рядом с совершающимся насилием. Только двое ребят не смогли терпеть такую жестокую игру.

    Каждый из нас вспомнит немало безобразных историй из школьной жизни. Они были и во времена нашего детства, и раньше.

    В Эстонии режиссер Ильмар Раага снял фильм о моббинге - «Класс», который был рекомендован для просмотра эстонским школьникам – им делали большую скидку, если они приходили в кинотеатр целым классом. Сюжет фильма был навеян событиями в американской школе, когда два подростка застрелили в своей школе пятнадцать человек и покончили жизнь самоубийством.

    Фрейд в своей 23-ей лекции по психиатрии анализирует комедию Нестройя «В подвале и на первом этаже». Он объясняет, как аморальная детская игра бывает одним ребенком безболезненно забыта навсегда, а у другого становится непонятой им самим причиной психического расстройства в молодости.

    В современной школе нередко происходит уход детей от простых обыденных контактов. Возникают отношения за просиживанием в интернете или за бесконечной компьютерной игрой, или «за совместным курением» (в том числе наркоты), за бутылкой пива или водки, походом в ночной клуб.

    Все эти занятия могут спровоцировать срыв психики.

    Такие расстройства лечат лекарствами, несовместимыми с алкоголем и наркотиками. Принимать препараты надо длительное время, иногда всю жизнь. Среди своих старых знакомых молодому человеку уже придется держать оборону на уровне сознательного трезвенника. Очевидно, что вернуть круг общения, созданный для развлечения, будет невозможно, а новых (практически святых) друзей в разбитом состоянии не найти. Человек окажется изолированным. Это тюрьма, стены которой построены из общественных пороков, а срок пребывания в ней пожизненный.

    В такой ситуации близкие родственники окажутся единственными собеседниками. Нередко и они отказываются от человека. Тогда государственные интернаты для душевнобольных могут стать неизбежной перспективой.

    Вот так разговор перетекает уже на тему семейных взаимоотношений, образцом которых снова могут служить герои Тургеневского рассказа. Если учителю с его помощью удастся изменить детские взгляды, когда дети высоко ценят мнение друзей и отвергают мнение родителей, то это будет реальной помощью им в жизни. Поскольку именно семья оказывается тем надежным оплотом, который способен выдержать и страшное горе – появление психического заболевания в молодые годы.

    Брат Аси, оценив трудности сестры, не оставил ее в беде, продолжил заботиться о ней. Он не докучал ей нравоучениями, не ломал ее под кого бы то ни было, а уехал с нею в заграничное путешествие. Он свою жизнь перестроил так, чтобы на первом месте была у него забота о сестре. Важно подчеркнуть этот поступок на уроке.

    Уместно в данном случае учителю знать и при возможности донести до детей проблемную информацию, чтобы рассказать о тех задачах, которые молодому поколению неизбежно придется решать.

    Когда в семье появляется психически расстроенный родственник, начинаются поиски ответов на вопрос: «Что делать?». Люди обращаются в больницу, но состояние психиатрии в нашей стране оставляет желать лучшего. Знающий свои права новомодный психиатр ограничивается назначением лечения. Психотерапевтов на большей части территории страны нет. Психолог работает в среде здоровых людей и не справится с такой работой. Оказывается, что ни у кого нет необходимой квалификации.

    Откуда же у матери, у отца, у брата возьмутся умения справляться с ситуацией? Они, совсем далекие от всякого психологического образования реально несут на себе всю нагрузку. Единственным советчиком для них остается любящее сердце.

    Брат Аси рассказывает о своем опыте заботы о сестре.

    «Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!

    Я иногда не знаю, как с ней быть. Она у меня очень избалована, как видите, да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею».

    Как хорошо, что школьники читают это произведение и знакомятся с образом Гагина! Тургенев подарил нам возможность приобщать детей к добру и человечности.

    В России очень много людей, которые сохраняют любовь и доброту там, где нервы, где психозы, неврозы, невероятные поступки, тяжелые состояния, мрачные места пребывания и отчуждение от общества. Но кто знает, что они пережили?

    Вот маленький эпизод, описанный в рассказе:

    «Сегодня, в два часа ночи, меня разбудила наша хозяйка: "Ступайте, говорит, к вашей сестре: с ней что-то худо". Я побежал к Асе и нашел ее в лихорадке, в слезах; голова у нее горела, зубы стучали. "Что с тобой? - спросил я, - ты больна?" Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых».

    А вот цитата из фильма Амира Кхана «Звездочка на Земле»:

    «Заботиться. Это самое необходимое. Только этому подвластно лечение. Это медицина, которая уменьшает боль. Это безопасность. Ребенок думает, что о нем заботятся. Одно объятие или ласковый поцелуй, чтобы показать, что вы заботитесь о нем. Сказать ему: «Сынок, я люблю тебя! Если у тебя неприятности, ты можешь поделиться со мной. Ничего страшного, если ты ошибешься. Я буду рядом». Забота. Если не это, то что тогда означает «забота»?

    В этом фильме показан учитель, изменивший отношение людей к мальчику. И мир, и собственные родители не понимали ребенка. Мальчик страдал, он не мог ни себя, ни родителей простить за наказание, за одиночество. Только человек, понявший суть беды и приложивший усилия, смог все изменить.

    Как научиться этой мудрости?

    Мне вспоминается такой эпизод. Ко мне на улице часто подходил мальчик и, рассказывая какие-то нехитрые детские истории, проходил со мною несколько кварталов по пути из школы. Я не придавала этому значения, пока не увидела это со стороны. Он стоял, выглядывая лица проходящих мимо людей. Увидел какую-то женщину, подбежал к ней и пошел рядом, разговаривая. В этот момент я поняла, что он делает – он проходит мимо территории детдома в сопровождении взрослого человека.

    Сейчас этого детдома уже нет. Но только сейчас я поняла, что не сделала самого главного. Мне надо было эту проблему детей постараться решить. Ребенок оказался умнее взрослых. Он нашел неординарный способ ухода от моббинга.

    Получается, чтобы нам, взрослым, научиться заботе, надо замечать особенности поведения детей. Надо думать, почему они поступают именно так, стараться видеть ситуацию как бы со стороны. Когда же придет понимание проблемы, действовать оптимально и мудро. Только заботой можно заслужить доверие и научить доброте.

    Как-то мне довелось наблюдать школьный конфликт на стадии уже разгоревшейся «войны». Девочку лет четырнадцати ненавидел весь класс. Каждый ее день в школе был наполнен шумными скандалами, окружающие коллективно сражались с нею. Я нечаянно присутствовала при «воспитательном моменте». Девочка стояла гордо и отвечала дерзко, будто автоматными очередями стреляя бесцеремонными ответами. Ее классная руководительница, молодая и амбициозная, на максимальной громкости выговаривала школьнице претензии, которые та не принимала.

    За пределами школы словесная ругань учеников переходила в рукопашную битву. Школьница была на редкость отчаянная и дралась, еще и психовала, отгоняя от себя однокашников. Мать решила перевести ее в другую школу. Не тут-то было. Предполагаемые будущие одноклассники заявили: «К нам в класс хотят перевести дуру. Ну мы ей покажем!»

    Руководители школ отказали матери, предчувствуя проблему.

    Пришлось администрации ее школы самой искать выход. Он оказался недалеко - в соседнем классе. Мне посчастливилось наблюдать, как все развивалось. Новая классная руководительница была человеком независимым, принадлежала к старшему (советскому) поколению.

    Она уходила в свой класс на каждой перемене и ежедневно оставляла детей после уроков. Также она сидела на уроках, когда у нее были свободные часы. Она терпеливо выслушивала детей, разбирала их претензии и объясняла, кто прав, кто виноват, причем ее понимание было объективным.

    Она беспрестанно повторяла: «Замечайте, кто из вас задирается, кто начинает склоку, кто поддерживает ее. Прекратите конфликтовать, думайте о теме урока, не мешайте своим соседям учиться»…

    Вначале рядом с этой девочкой три парты пустовали. Затем появилась одноклассница, которая начала разговаривать с нею и не побоялась стоять рядом. В конце года «конфликтная девочка» была в гуще новых одноклассников, спокойная и естественная, принятая всеми.

    Вернусь к Тургеневскому рассказу. В нем рассказчик – «Н» также вначале не воспринимал поведение сестры своего русского друга. Постепенно, благодаря объяснениям Гагина, «Н» привык к поведению Аси, стал с нею общаться и это общение ему уже нравилось.

    - «Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала; не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу: ее душа мне нравилась»…

    Снова, как в случае с Татьяной в «Евгении Онегине» мы встречаем эту удивительную дворянскую чуткую фразу – «ее душа мне нравилась». Умеем ли мы, современники, выделить из всего своего мнения о человеке только то, что относится к душе?

    Тургеневская Ася стала общаться с «Н» сразу же, как только он позволил ей быть собою, быть естественной. Она уже сама раскрывала мир своих переживаний. Как и другие люди с расстройствами психики, Ася искала ответы на очень сложные для девушки вопросы.

    - «Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня по тому, что я делаю.

    - Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли? Оттого-то я и боюсь говорить.

    Когда я жила с матушкой, я думала, отчего иногда и видишь беду - да спастись нельзя; и отчего никогда нельзя сказать всей правды?

    Потом я думала, что я очень дурно воспитана. Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо. У меня нет никаких способностей, со мной должно быть очень скучно.

    Я воображаю, что скоро умру; умереть лучше, чем жить так.
    Послушайте, если б я умерла, вам было бы жаль меня?

    Если я такая странная, я не виновата. Видите, я уж и смеяться не могу.

    Помните, вы вчера говорили о крыльях? Крылья у меня выросли - да лететь некуда»...

    Здесь за каждой фразой выстраданная человечность, стремление вырваться из тисков проблемы, стремление жить.

    Пусть не смущает никого фраза «умереть лучше, чем жить так». Здесь надо акцент делать не на желании смерти, а на желании жить иначе, страстном до такой степени, что не страшна даже смерть. Вот откуда эта решимость на поступки, резкие суждения, поиски ответов и попытки делать что-то совершенно неожиданное.

    А как важно успеть обучить ребенка, пока он маленький и здоровый! Случись такая беда - болезнь и обучение станет проблемой не меньшей, чем лечение. Без умений, знаний, навыков жизнь оскудеет и некуда будет убежать от депрессии.

    Вот история одного школьника. Он вел себя плохо, учиться не хотел, дисциплину не соблюдал. Воспитательные меры не помогли. Психиатр поставил диагноз - «Девиантное поведение», ребенка перевели на домашнее обучение. Теперь, когда учителя приходят к нему, его обычно нет дома. Общение с одноклассниками прекратилось…

    А вот цитата из фильма Артура Пенна «Сотворившая чудо»:

    -« Неужели ничего нельзя сделать, чтобы спасти душу этого человека? Все вокруг бросились бы спасать его тело, окажись он под руинами рухнувшего дома. Если бы нашелся хоть один человек, у которого хватило бы терпения разбудить его сознание, он был бы спасен. Я в этом уверена…

    Мне тоже нужен наставник! Мне тоже нужна помощь! Но кто? Кто в этом мире подскажет мне, как научить тебя? Я хочу тебя научить!»

    Фильм основан на реальной истории жизни слепоглухой девочки с истерическими припадками - Хелен Келлер. Энн Салливан – сама еще совсем молодая девушка – взялась обучать Хелен. Она не знала, как это сделать, но ее упорство, ее поступки и придуманные обучающие моменты сотворили настоящее чудо. Она смогла выполнить эту работу и спасла девочку от помещения в психиатрический интернат.

    Действительно, людям, которые не бросают человека в беде, самим нужна поддержка. Без такой помощи все может окончиться печально, если не сказать трагически.

    Вот один из случаев, описанный С. Пустовойтовым в газете «Собеседник» в марте 2013г. Мальчик Ваня родился в Москве в 1990г недоношенным с ДЦП. Но родители от него не отказались. Однако, с проблемами не справились, надлежащей помощи не получили и запили. Их лишили родительских прав. Мальчика отобрали, психиатры поставили ему диагноз – дебилизм. Сейчас его родителей уже нет в живых!!!

    А мальчика усыновили американцы, которые вытащили его из беды. Он учится в колледже, играет в бейсбол, любит классическую музыку, ходит с друзьями в походы, посещает православную церковь, живет не в интернате, а в семье. Он улыбается, он счастлив! Он станет полноценным человеком, но в американском обществе. Сейчас это Джон Лагутски, который не помнит русского языка, но молится за детей из России.

    Детство. Молодость. Какими прекрасными могут быть эти периоды жизни! Какими открытиями и чувствами наполненными! Какая это беда, когда судьбу молодого человека коверкают либо нестыковка с обществом, либо болезнь! В рассказе Тургенева нет счастливой развязки. Его герой – молодой человек смог общаться со странной девушкой, но не допустил появления глубокого чувства так, как она хотела бы. Повторилась судьба Пушкинских влюбленных – Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

    Ася полюбила «Н». Однако ощущение своей ущербности превратило ее светлое чувство в тяжелейшее испытание. Девушка не могла дальше жить, не зная, будет ли она любима. Вместе с нею это наваждение переживали и молодые люди – ее брат и ее избранник.

    «Дверь отворилась - вошел Гагин. Послушайте: моя сестра, Ася, в вас влюблена.

    Уверяю вас, мы с вами, благоразумные люди, и представить себе не можем, как она глубоко чувствует, и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства;

    По-моему, Ася права: самое лучшее - уехать нам обоим отсюда…
    Но пришла мне в голову мысль, которая меня остановила. Может быть... как знать? - вам сестра моя нравится? Я вот и решился, отбросив в сторону всякий стыд...

    - Да, она мне нравится...

    - Но, - проговорил Гагин, - ведь вы не женитесь на ней? Знаю, знаю, вопрос мой - верх неприличия... Но что прикажете делать? С огнем шутить нельзя.

    Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня.

    "Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!"
    Долго боролись во мне чувства. "Я не могу на ней жениться, - решил я, наконец, - она не узнает, что и я полюбил ее".

    В небольшой комнате она сидела на стуле возле окна, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала.

    - Я желала... я хотела... Нет, не могу, - проговорила она и умолкла.
    Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке...

    Я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки. Я увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою...

    Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все тело ее повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь...

    - Ваша... - прошептала она чуть слышно.

    Что мы делаем!.. - воскликнул я и судорожно отодвинулся назад. - Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...

    Ася вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. К величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила - с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла»...

    Повторюсь, как важно, что в школе дети имеют возможность учиться жизни, читая Тургеневскую «Асю». Сюжет этот повторяется в судьбах многих людей, не теряет своей силы. Жаль, конечно, что нет в рассказе рецепта, как быть. Каждому человеку, попавшему в такую ситуацию, приходится принимать самостоятельное решение. Но внутри себя читатель Тургеневского рассказа может как-то приготовиться к выбору.

    Вот одна современная история. Женщина, учительница, переехала на новое место жительства. В пятом классе учился ребенок с диковатым поведением. Как-то он рассказал ей о себе: «Моя мама не знала, кто мой папа. Она ходила на дорогу и гуляла с проезжими водителями. Когда мне было 7 лет, она умерла. Сейчас я живу с дядей и с бабушкой. Они пьют».

    В деревне к мальчику относились пренебрежительно, его кличка – непристойное слово. Ребенок был нервным, недисциплинированным. Он впервые увидел доброе отношение к себе, когда появилась эта учительница. И начались невероятные поступки. Он всюду бежал за ней, стоял рядом счастливый, даже если она его ругала.

    Однажды он пришел ночью к ней домой, стучался в дверь, навзрыд ревел.

    - Что случилось, какая у тебя беда?

    Он убежал под навес, упал на поленницу и рыдал:
    - Я не могу! Вы мне снитесь!..

    Нет единого рецепта для людей, как поступать в таких обстоятельствах. Но можно назвать главную причину несчастья – это голод по доброму отношению. Значит, это снова результат порока общества.

    Тургеневский «Н» все же изменил свое решение, настроился жениться на Асе, но союз их не сложился. Гагины уехали так быстро, что «Н» не успел объявить о перемене решения.

    «Я долго не хотел смириться, я долго упорствовал, но я должен был отказаться, от надежды настигнуть их. И я не увидел их более.

    Впрочем, я не слишком долго грустил по ней; я утешался мыслию, что, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод - и будущее казалось мне беспредельным. Я знавал других женщин - но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!

    Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума».

    Молодость утешила «Н», нашла оправдание ему для себя. А в зрелом возрасте, вновь переоценив все свое прошлое, он понял исключительность своих молодых отношений с девочкой, душа которой ему нравилась.

    Благодаря Тургеневу мы ощутили богатство эмоций в коротком жизненном эпизоде и познакомились с неуравновешенной, нервозной девушкой, отношение к которой сложилось доброе и сострадательное. Рядом с нею были сердечные и добрые молодые люди, пусть и не специалисты в сфере психологии общения. Это наши соотечественники, им присущи черты, свойственные нашему обществу.

    Примечательна записка Гагина: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе».

    Но сколько же можно уважать предрассудки? Не пора ли нам их заметить, переоценить и сознательно от них отказаться?

    Надеюсь, что в процессе чтения этой статьи у читателя возникло желание вновь прочитать рассказ Тургенева и соотнести его мораль с той жизнью, которой мы сейчас живем.

    Людмила Иванова

  2. #2
    "Больными" примерами полна русская литература. Лучше бы в программу вводили литературу со "здоровыми" примерами, чем смаковать отклонения.

Похожие темы

  1. Измена партнёра. Как узнать и как скрыть?
    от Angie в разделе Любовь и Взаимоотношения
    Ответов: 885
    Последнее сообщение: 27.10.2011, 21:47
  2. О СТАТУСЕ КОНСУЛЬТАНТА (ВОЛОНТЁРА)
    от Angie в разделе Работа Портала
    Ответов: 35
    Последнее сообщение: 24.07.2011, 04:46
  3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ, ГРУППА
    от Ведущий в разделе кабинет Lita
    Ответов: 91
    Последнее сообщение: 23.05.2011, 10:18
  4. Преодоление зависимости, запись в группу
    от Lita в разделе кабинет Lita
    Ответов: 15
    Последнее сообщение: 08.03.2011, 14:10
  5. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ, ГРУППА
    от Lita в разделе кабинет Lita
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 25.12.2010, 01:55
© Все права защищены. vezha.com, 2008-2018 - детский психолог консультации бесплатно | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search