Излагаю результаты своих размышлений о природе человека, полученные в ходе работы над личным самоусовершенствованием.
Чувство вины, которое отделяет человека от мира животных и чья глубокая связь с механизмом интеллектуализации индивида интуитивно ощущалась многими авторами, представляет большую проблему теоретической психологии, но, оставляя до лучших времён рассуждения о этиологии этого чувства в филогенезе и онтогенезе человека, можно констатировать, что оно заключается в желании индивида действовать в интересах окружающих его людей.
По-видимому, никому раньше не приходило в голову, что как только ребёнок, развиваясь в условиях социума, догадывается о существовании такого чувства у других членов общества, эта догадка вызывает у него глубокое моральное удовлетворение, потому что наличие этого чувства у других людей становится для ребёнка очень выгодным непосредственно по его определению. Однако таковая радость от рецепции данного чувства грубо противоречит ожидаемым от ребёнка нормам поведения в обществе и в случае её экспликации подвергается жёсткому торможению со стороны окружающих (всё по Гальперину!), что приводит к её вытеснению из сознания индивида, которое, в соответствии с вышеупомянтой точкой зрения, представляет собой общественно значимую компоненту его психики, но при этом она остаётся активно действующей поведенческой мотивацией. Дальше начинается самое интересное: для достижения этой радости психика индивида без устали генерирует представления о причинах, по которым, с её точки зрения, окружающие могли бы испытывать вину, что воспринимается его сознанием как бесконечные угрозы и обиды, от них исходящие, а это исчерпывающим образом описывает феномен эндогенной депрессии.
Тут мы подходим к понятию невротизма, заключающегося в том, что индивид находит в поведении окружающих те компоненты, которые обязаны заставить этих окружающих испытывать вину, но при этом никак не влияют на интересы данного индивида (известное стремление населения потреблять негативные новости и чернушное массовое искусство), или на которые он может повлиять, оказав давление на окружающих (эпилептоидный тип или, в случае большей рефлексии, астено-невротический Обломов, измывающийся над Захаром).
Но это ещё цветочки! Бросается в глаза феномен паракомпенсации невротизма, заключающийся в том, что для элиминирования депрессивной реакции индивид создаёт себе условия, в которых он одновременно с окружающими испытывает чувство вины по одному и тому же поводу. Как минимум, этот механизм обуславливает ничто иное, как "действия из хулиганских побуждений", то есть всегда групповое нарушение общественных норм поведения без какой бы то ни было выгоды для индивида, а как максимум - объясняет всю "духовную культуру" человека, то есть все формы поведения, характеризующиеся коллективностью и несвязанностью с обеспечением органических потребностей. Для подтверждения этой гипотезы необходимо найти в таких формах поведения компоненту "испытывать вину за своё поведение", которая явно эксплицирована по крайней мере в: а) тотемических ритуалах ублажения убитого животного, б) в концепции "первородного греха" в христианстве и в) в общепринятых обрядах поминовения покойников.
Продолжение следует...