Конечно) Принцип один.
Но, раз уж тема про воцерковление...постаралась ближе к теме, чтобы не было флуда))
Но и тем не менее, я думаю, что от вида деятельности тоже многое зависит.
Например, "приучить" мыть посуду за собой) - это одно.
А уже приучить читать (любить читать) - это сложнее, а также привить любовь к музыке, к примеру.
И вообще, чем "тоньше" деятельность, тем сложнее это прививается - если нет естественной склонности и потребности у человечка.
По-моему, так.
Приучить мыть за собой посуду - это тоже нелегкое занятие))) И не разбрасывать носки по дому))
По мне, когда человек чувствует, что его приучают (т.е. по сути лишают права выбора чувствовать то, что он чувствует), то возникает протест (и не важно, 5 лет человеку или 25, о самых маленьких речь не веду, там бывает необходимость приучать, обычно в физическом плане, а не в плане чувств).
И можно ли привить любовь к какой-то музыке, например??? В принципе. Не просто к посещению концертов. Или любить приучить любить читать...
Не знаю как сейчас, но мне кажется, раньше детей вовсе не стремились именно приучать к вере. Просто был традиционный уклад жизни семьи, который следовало соблюдать просто внешне (что касается детей). Традиция. Личный пример. Это лучше любого приучения, чего бы это не касалось.
Опять же, что понимать под словом "любить")
В данном контексте, для меня любить - это выполнять какую-либо деятельность с удовольствием, получать от этого радость и удовлетворение.
Вспомнился Пушкин сразу, как разговор пошел о привычке))
"Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она."(с)
Т.е. этому можно именно приучить - получать удовольствие, радость и удовлетворение? Тогда чем "приучение к вере" сложнее "приучению к музыке"?
Хотя по мне - можно приучить к выполнению действий (т.е. формирование привычки), но не к испытыванию конкретных ярких эмоций от этих действий... Исключая радикальные методы или искажение психики.
А привычка - да, вторая натура... Но все же это не дотягивает до радости и удовольствия в чистом виде.
Можно приучить, например, музицировать регулярно на ф-но или на скрипке)
Ведь когда ребенок видит, что это вызывает восторг и одобрение у родителей, то само собой, ему это доставляет радость) Порадовать родителей - высшее удовольствие))
Но, если ему самому эта музыка до лампочки, и он не понимает, зачем ему это надо, то повзрослев - пошлет эту музыку на все четыре стороны.
Если, конечно, в жизни не встретится человек, который будет также восхищаться им (как родители в детстве).
Мне кажется, здесь - аналогично.Тогда чем "приучение к вере" сложнее "приучению к музыке"?
Мы же говорили о соблюдении обрядов, а не о вере.
Вера - это сугубо личное уже переживание ИМХО.
А если человеку предложат то, что ему действительно нужно? Не насильно всучат конкретную книжку и будут заставлять читать, а предложат 10 книжек на выбор. И одна из них может так прийтись к месту, ко времени, такой отклик найти, что станет настольной книгой.
Я читала, что диктаторы поэтому и пользовались такой бешеной популярностью у населения. Что они чувствовали, что людям сейчас нужно. И предлагали им это, причем, красочно и реалистично все расписывая. Народ эти картины ясно представлял, вдохновлялся и поэтому шел за такими лидерами.
То есть это фактически получаются циничные социальные манипуляторы - как Лиса в сказке про Колобка. Которая наклоняется к Колобку, выслушивает его, а потом начинает есть, то есть использует в своих целях. И диктаторы так же как бы приближаются к народу, и потом используют для достижения своих целей.
А родители, которые воспитывают ребенка и приучают его к каким-то полезным делам - это тоже выходит социальные манипуляторы. Но в норме не циничные, так как это все делается для блага самого же ребенка, для его адаптации в обществе и в жизни вообще.
Да, мне тоже так кажется. Это были просто такие правила. А в правилах ребенок нуждается, иначе он останется без ориентиров. Без четко очерченной зоны безопасности, внутри которой можно себя спокойно чувствовать.Не знаю как сейчас, но мне кажется, раньше детей вовсе не стремились именно приучать к вере. Просто был традиционный уклад жизни семьи, который следовало соблюдать просто внешне (что касается детей). Традиция. Личный пример. Это лучше любого приучения, чего бы это не касалось.