Показано с 1 по 14 из 14
Тема:

"Пища крестьян России середины XIX в. "

  1. #1

    "Пища крестьян России середины XIX в. "

    интереса ради.
    Пища крестьян России середины XIX в. Из этнографического сборника.
    Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским Географическим Обществом. Выпуск 1. Санктпетербург, в типографии Министерства внутренних дел, 1853 г.
    Помещик Бабарыкин В. Сельцо Васильевское, Нижегородской губернии Нижегородского уезда
    Главную пищу составляет ситный хлеб; решетный, и то далеко не такой черный и кислый, как в степных губерниях, едят только со щами. Редкая хозяйка не печет ежедневно ситных и пресных пшеничных лепешек, называемых кокурками; кокурки эти пекутся в золе и месятся на молоке, сметане, скоромном и постном масле; нигде не умеют их так приготовлять и нигде так не любят, как у нас: это напоминает что-то азиатское. Кроме-того, в каждом доме раза два в неделю, а у зажиточных ежедневно, пекут пшеничные пироги и ватрушки. Говядины едят мало; по много ситного хлеба, кокурок, каши с маслом и яичниц. В праздники, ко всему сказанному, присоединяют: жареную говядину, баранину, рыбу, медовые и паточные пряники, маковую избойну и моченую грушу, которую ребятишки и женщины выменивают у промышленников на тряпье и железный лом; постом едят: постные кокурки, гороховый кисель. Со введения в употребление картофеля, женщины стали приготовлять из него разные вкусные кушанья, потому-что здесь вообще не столько любят есть много, сколько вкусно и лакомо. С-тем-вместе редко встретишь у нас и пьяницу: во время годовых праздников больше пьют пиво простое, и много виноградного вина. Можно думать, что употребление в большом количестве молочной и пресной пищи имеет немалое влияние на воздержание от пьянства. С-другой-стороны, избыток пресной пищи, вероятно, служит причиной часто встречающихся здесь болезней худосочия, как-то: золотухи и ран цинготного свойства; лучшим тому противодействием было-бы большое употребление овощей, до которых жители большие охотники; но по безпечности они не сберегают их в зиму.
    Священник Доброзраков М. Село Ульяновка, Нижегородской губернии Лукояновского уезда
    Обыкновенная пища поселян скудна преимущественно - во время постов, а в мясоед - по средам и пятницам: тут у них только щи из черной капусты, без всякой приправы, и затем хлеб да вода. Гречневая каша бывает не всегда и не у всех: большая-часть едят ее только по воскресным дням и по другим великим праздникам; мясо еще реже употребляется. Зажиточные едят иногда горох, картофель, огурцы и редьку; но это считается столом роскошным. Удивительно, что не все хозяева сеют здесь горох и картофель, а если и сеют, то весьма мало: картофель и горох могли-бы заменять для них и кашу и самый хлеб, особенно в неурожайные годы, и вообще служить лакомым блюдом. Праздничная пища мало отличается от обыкновенной: теже пустые щи, тотже хлеб и вода. Квас в редком доме можно найти, и то не квас, а окисленную воду. Впрочем, в великие праздники, как-то: на Рождество-Христово, Крещенье, в Светлую-Неделю и в сельский Храмовый-Праздник, стол бывает лучше: тогда много поедается говядины, баранины, кур, поросят, гусей; делаются различные похлебки, пироги, каша; подаются молоко и яйца. Притом, в Святки, в Сырную и Светлую недели, и особенно в Храмовый-Праздник, кушанья приготовляются в большом количестве для угощения родных, друзей и знакомых, званных и незванных; в эти дни много выпивается пива и вина. Также, во время сенокоса употребляется лучшая пища.
    Священник Преображенский А. Волость Покровско-Сицкая, Ярославской губернии Моложского уезда
    Сицкарь питает себя и семейство свое, смотря по достатку; вообще, однако, любит поесть если не всегда хорошо, по-крайней-мере плотно. В мясоед, осенью ест он овсяные блины, щи серые с овсяной крупой, и с говядиной или бараниной - если есть, картофель жареный в сале или масле, кашу жидкую с салом, молоко, и т.д.; весною, теже щи - если есть, а нет - так кашицу овсяную с свининой и т.д. Кушанье постное: ржаной пирог, или ситник, или жидкая преснушка, или так-называемый "кулыбыш"; редька, рыжики или серухи, грибы сушеные; щи с луком и маслом в накрошку, иногда со снятками; горох, каша пшеная или житная (гречневой не любят), картофель с маслом, и т.п. Праздничное кушанье: пряженцы (в пост и в мясоед непременно пшеничные, иначе нет и праздника); потом щи с говядиною, свинина свежая или соленая; жаркого приготовлять не знают, зайца и дичи вовсе не едят; сальник, лапша в молоке (мясной не приготовляют), молоко и т.д. В постный праздничный день, чем Бог послал, но уж во всяком случае непременно рыба, если есть - свежая, а нет - так и соленая; севрюга впрочем редко, а из свежей щучина предпочтительно.
    Воспитанник Семинарии Преображенский А. Приход Станиловский на Сити, Ярославской губернии Моложского уезда
    Ежедневная скоромная: щи из серой капусты, подбеленные молоком, черный хлеб, блины овсяные, пресные пироги с творогом, "сметуха" или кислое молоко, картофель вареный. Ежедневная постная: щи из серой капусты, капуста ... (нет страницы №138 в скане от Google Books)
    Священник Лебедев Н. Тверская губерния Тверского уезда
    Ежедневная пища крестьян, в постные дни: хлеб, редька, если есть, щи из серой капусты и картофель или бухма; в праздники: вместо хлеба - пироги из ржаной муки, грибы с маслом, щи, у некоторых с рыбой, горох, картофель и каша. В скоромные дни обыкновенная пища: щи забеленные, картофель с маслом и молоко; по праздникам: щи с говядиной, похлебка с бараниной и яичница на молоке. Самым редким и самым лучшим угощением между крестьянами почитается яичница на одном масле.
    Старший Учитель Воронежской Гимназии Малыхин П. Воронежская губерния Нижнедевицкого уезда
    Пища крестьян в здешних местах более или менее различна, смотря по времени года. В зимний пост она бывает самая грубая: кислая капуста с квасом, луком и солеными огурцами; редька тертая с квасом или нарезанная кусками, с солью; картофель с огурцами и с квасом; горох разварной, или обвареный и толченый с квасом, а иногда с маслом; каша с квасом, а у более достаточных с конопляным маслом. Щи по большой части приготовляются из кислой капусты или квашеных бураков: не приправленные маслом, они весьма невкусны; иногда делают сырое соложеное тесто и пареное, называемое кулагою, которое едят с большим аппетитом; или приготовляют из овсяной муки толокно; также варят соломату, которую едят с конопляным соком или с квасом. В летние посты, на-пример в Петровки, варят щи из снытки и свеклы; в некоторых селениях сюда прибавляют разных грибов, которыми здешние места изобилуют. Грибы, употребляемые в пищу, здесь очень различны; важнейшие из них следующие: сморчки, грузди, полугрузди, черные и красные грибы, волвенки, белянки, сыроежки, свинухи, говорушки, печерицы, пестрецы, маслянники, опенки и некоторые другие. Из пшена или круп приготовляют жидкую кашицу с грибами, пекут пироги из ржаной муки с грибною начинкою; а когда поспевают земляника (по здешнему "пазубник") и клубника, то варят гречишные вареники с начинкою из этих ягод. Зеленый лук, чеснок и молодая редька в это время употребляются в пищу весьма часто. В Успенский пост обыкновенно едят свежие огурцы, дыни, щи из свежей капусты или свеклы, иногда молодой картофель и кашу. Во время сенокоса и уборки хлеба, в постные дни, едят кашицу, иногда тюрю, - хлеб, накрошенный в круто разсоленную воду или квас. Само-собою разумеется, что в тех местах, где есть реки, постная пища разнообразится рыбою и раками, роскошь, которую позволяют себе не многие; мужик скорее повезет пойманную рыбу на продажу в город, чем станет употреблять ее в пищу.
    В скоромные дни, по будням, крестьяне едят щи с салом или с свежиною (свинина), молоко, в которое крошат хлеб, кашу с салом или с молоком, соломату с молоком; в праздничные дни, летом, некоторые режут баранчиков, поросят, кур, а бедняки довольствуются теми же щами с салом, яйцами и молоком. Есть впрочем много таких, которые большую часть года едят постные щи и сухой хлеб. К годовым праздникам, особенно к Рождеству Христову, Светлому Воскресению, а также к храмовому празднику выкармливают свиней, бычков и разную птицу; большая же часть покупает в городах солонину и говядину только для разговенья, а в прочие дни остаются при своей обыкновенной пище. Некоторые крестьяне летом ловят перепелок, стреляют дичь, а зимою ловят зайцев, куропаток, бьют тетеревов, но все это больше для продажи, чем для собственного употребления. Любимым блюдом, составляющим предмет угощения, служат яичница с салом или на молоке, а на маслянице блины и блинцы с маслом, сыром и сметаною. Из овощей на зиму заготовляют особенно капусту, бураки, картофель, редьку, хрен, огурцы, тыквы, морковь, иногда арбузы; мочат груши и яблоки, или сушат груши, а яблоки кладут в хлебные скирды, откуда достают их уже зимою, когда станут молотить хлеб. Летом солят и сушат разные грибы, запасают калину, которую зимою употребляют в пищу, приготовляя из нея и из муки жидкое тесто кулагу. Но конечно не многие поселяне делают такие обильные запасы; большая часть довольствуется самыми ограниченными заготовлениями.
    В больших семьях между женщинами наблюдается очередь в приготовлении пищи, печении хлебов и делании кваса, который, заметим кстати, не уваривается и потому называется сыровец. Во время обеда и ужина мужики сидят за столом, а бабы едят стоя, очередная же приспешница или, как здесь называют, деншица обыкновенно вместе с другими не обедает, а особо и одна.
    если понравится, продолжу. там длинный список...

  2. #2
    К разговору: картофель в Россию был завезен только в 17 веке. А до этого главным овощем на Руси была капуста... Хотя мне трудно представить, как можно жить без картошки))

  3. #3
    ну, кроме капусты еще репа и горох...
    а в средневековой Европе в основном каши.
    попадалась мне как-то кулинарная книга кажется 17 века... читаешь рецепты, и думаешь: вот паршивые зубы были у знати европейской...

  4. #4
    все ж добавлю еще. ради того ж интереса.
    Священник Разумихин С. Село Бобровки и окружной его околоток, Тверской губернии Ржевского уезда
    Обыкновенная пища жителей - ржаной хлеб. Рожь мелят и на мельницах, но больше руками в жерновах, которые имеет у себя почти каждый хозяин; поэтому хлеб бывает не совсем хорош. К весне бедные перемешивают рожь с овсом и даже мякиною, и едят так называемый пушной хлеб. Из огородных овощей здешние жители едят капусту, картофель, а в летнее время свеклу. Обыкновенная пища здешних крестьян в простые дни ограничивается хлебом, щами из серой капусты и так-называемою поливкою, то-есть водою, приправленною ржаною мукою. Бедные нередко и этого не имеют, а употребляют в пищу один хлеб с водою. У них и в постные и в скоромные дни пища почти ничем не разнится; изредка только приправляют они ее солониною; богатые же иногда употребляют и мясо. Но в праздничные дни стол бывает достаточный. В постные праздничные дни, кроме щей с грибами, или со снятками и с ржаною приправою, варят еще кашицу с грибами из овсяных, житных или ржаных круп, и так-называемые клечки - род лапши, только из ржаной или овсяной муки; кроме того готовят ржаные, нередко ячменные, а богатые даже и пшеничные пироги, начиненные кашею, ячменною или ржаною, часто и гречневою, с грибами, или без грибов; наконец едят овсяной кисель и кашу ржаную, житную или гречневую. В скоромные праздничные дни крестьяне едят щи из серой капусты и кашицу со свининою, или другим мясом, пироги с творожною кашею, нередко жаркое из какого-нибудь мяса, молоко, большею частию кислое, редко пресное, и какую-нибудь кашу. Пьют обыкновенно квас, только почти всегда плохой; в большие же праздники, как-то в Рождество Христово, в Св. Пасху и в храмовые праздники, пьют пиво, которое, в такое время, есть почти в каждом крестьянском доме.
    Протоирей Морачевич И. Село Кобылья, Волынской губернии Новградволынского уезда
    Ежедневная пища крестьян, за обедом, — борщ, в скоромные дни с свиным салом, иногда затолченный, а в праздники с говядиной, какая случится; в постные же дни с сушеными бетками (разными грибами), или с конопляным молоком; потом какая-нибудь кашица с салом, или с коровьим молоком или с олеем (деревянным маслом); за полдником едят хлеб с салом, а в постные дни с луком и солеными огурцами; за ужином чаще всего едят картофель, жареный или вареный, с огурцами, приготовленными с капустой следующим образом: огурцы в свое время крепко солятся; осенью, в последних числах октября, разрезывают капустныя головки на две части и варят их так, чтоб оне только вскипели; по охлаждении капусты, перекладывают ее солеными огурцами, посыпают толченою горчицей и ставят в неслишком теплом месте; капуста высасывает всю соль в себя, а огурцы делаются похожи вкусом на свежепросольные. — В праздники, к борщу варят лапшу с молоком или с говядиной, приготовляют жаркое, блины (млынци и вареники с чем нибудь) и пироги — их лакомство и лучшая часть их стола. К дню Пасхи каждый непременно печет две, три или четыре больших пасхи, с крестом на верху, с пряными кореньями и помазанных яйцом; жарит также поросенка и колбасу; приготовляет сыр, масло, яйца и мед, и все это приносит в церковь для освящения. Хлеб всегда пекут из чистой, ржаной, просеянной муки, а к праздникам лепешки (палёнки). На поминовение приносят три книша, обыкновенно пшеничные, и кусок говядины.
    Священник Иваница А. Домашний быт малоросса (село Оболонь Хорольского уезда)
    Малороссияне употребляют пищу самую простую и по крепкому телосложению их самую здоровую.
    А. Пища ежедневная.
    Главная и повседневная пища Малороссиянина есть хлеб ржаной, а иногда ячменный или гречневый, или же из ржаной муки, смешанной с ячменною, или наконец из ячменной муки, смешанной с гречневою. Всякий хлеб едят непременно с солью и запивают водой. Так Малороссияне завтракают, полудничают, а часто и обедают и ужинают; хлеб, соль и вода - обыкновенная, ежедневная пища. К обеду варят борщ из кислых красных бураков с капустой, приготовляемых осенью и сберегаемых зимою в погребах, и кашу, круто сваренную из пшена. К ужину варят или жидкую кашицу из просеянного пшена, или галушки из гречневой муки, изредка из муки пшеничной.
    Б. Пища праздничная скоромная.
    По праздникам и воскресным дням Малороссияне употребляют пищу более разнообразную, чем в рабочие и постные дни, а именно: 1. Борщ с свиным мясом приготовляют преимущественно в Рождество Христово, Новый год, в Богоявление и по воскресным дням. Зимою Малороссияне откармливают свиней, и почти все, кроме бедных, долго употребляют на борщ свиное мясо; в борщ с мясом всегда кладут толченое свиное сало. Осенью варят борщ с бараниной, очень часто с поросятиной, иногда с цыплятами. Но с каким бы мясом ни варился малороссийский борщ, всегда кладется в него свиное толченое сало. 2. К борщу готовится каша пшенная, круто сваренная, либо жидкая, с коровьим молоком. 3. Мясо жаркое, какое случится у хозяина. 4. Вареники с сыром коровьим или овечьим. 5 Пироги с таким же сыром. 6. Холодное - холодец - большей частью приготовляется из свиных ног с чесноком. 7. Локшина - суп, приготовляемый таким образом: из пресного теста, которое месится с куриными яйцами, делают большие коржи и намелко изрезывают их ножем; эти обрезки, называемые локшиной, сушатся и кладутся в отвар из свиного или бараньего мяса, или из поросятины, гуся или курицы. 8. Картофель жарится с коровьим маслом. 9. Гарбуз - тыква; изрезав ее в мелкие куски, наливают коровьим молоком и варят; потом кладут туда просяное пшено и свиное сало. [10.] Кутья варится из ячменя, обтолченного в ступе; круто свареную кутью едят и просто с борщем и с коровьим молоком и с коровьим маслом и с гусиным жиром. 11. Лемишка варится из гречневой муки с водой и употребляется с коровьим молоком, с коровьим маслом и с гусиным жиром.
    При этом не лишним считаю упомянуть, что у Малоросса редко бывает за обедом три кушанья, разве на свадьбе, на крестинах или на похоронах; обыкновенно же обед состоит из двух только блюд: борща и каши, или борща и холодца, или борща и вареника, борща и гарбуза или картофеля, борща и лымишки.
    В. Пища постная всегдашняя.
    Постная пища Малороссиян по праздникам и рабочим дням одна и таже, с тем только различием, что в праздники готовят три блюда, а в рабочие дни не более двух, именно: 1. Борщ постный с рыбой, свежей и вяленой, заправляется пшеничной мукой с конопляным маслом; эта заправка называется засмажкой; кладут также в постный борщ фасоль и картофель. Весной и летом постный борщ состоит обыкновенно из хлебного кваса - сиривцю, в который кладут мелко изрезанную крапиву, или лебеду, или свеклу из красных бураков; осенью же и зимой постный борщ приготовляется из кислых красных бураков и кислой капусты, хранимых в одной посуде. 2. К постному борщу варится каша из пшена, редко из круп. В праздник подливают иногда к каше, подавая ее на стол, конопляного или льняного масла. 3. Капуста, мелко нарубленая и сберегаемая целую зиму в кадушке, в погребе, варится во время поста с небольшим количеством пшена и к столу, в праздники и в рабочие дни, поливается конопляным, либо льняным маслом. 4. Горох, разваренный в воде и потом растертый, так же поливается к столу конопляным, либо льняным маслом; бедные же едят горох вареный в воде, но не растертый, а только посоленый солью. 5. Кисель приготовляется из овсяной муки и подается, у богатых, с разведенным водою медом, бедные же едят его с конопляным маслом, а часто и без всякой приправы. 6. Кваша - кислосладкая жидкость, приготовляемая из гречневой и ржаной муки и подаваемая на стол иногда с медом, обыкновенно же без меда. 7. Шулыки, кушанье постное, приготовляемое в Малороссии так: пекут из пресного пшеничного теста коржи, в палец толщины; потом, изломав корж на мелкие куски, поливают их медом с мятым маком. 8. Балабухи или панпухи приготовляются двояким образом: они или пекутся из кислого пшеничного теста в виде просвир, или из кислого гречневого теста и варятся в кипятке. Балабухи и панпухи поливаются к столу конопляным маслом с толченым чесноком. 9. Вареники с шинкованной капустой, поджареной на сковородке, с олеею. 10. Вареники с вишнями, шелковицами, ожинами, паленикой. Вареники с ягодами поливаются иногда медом, обыкновенно же подаются без меда. 11. Вареники с урдой, приготовляемой из шикухи - выжимок, остающихся в маслобойне от конопляного масла; шикуху мочат в воде сутки, потом выжимают, выжатый сок варят с пшеном, и из огустевшей урды варят вареники с урдой. 12. Юшка - суп из картофеля с водой, луком, иногда с вяленой рыбой. 13. Киртофиль - репа свареная в воде; в Малороссии это блюдо считается постным. 14. Галушки Малороссы приготовляют из пресного пшеничного, либо гречневого теста, которое они бросают небольшими кусками в посоленый солью кипяток. Гречневые или пшеничные галушки составляют в Малороссии непременную принадлежность ужина. 15. Соленые огурцы. Ими часто завтракают с шинкованной капустой, а иногда и одними. 16. Кислая капуста, мелко изрубленая или изрезаная в нити и шинкованная; и так и другая поливаются олеей. 17. Зеленый лук составляет завтрак. 18. Молодой и старый чеснок. Им часто завтракают и полудничают, соля мелкой солью. 19. Салата, изрезанная в куски и налитая квасом сиривцем с солью, а так же 20. огурцы свежие с зеленым луком, с чесноком, налитые сиривцем, составляют, в известное время любимое постное кушанье Малороссиян.
    Само собою разумеется, можно было бы насчитать более кушаньев, известных в Малороссии; но опущенные здесь не находятся у Малороссиян во всеобщем употреблении; так например в Великий пост едят сырой бураковый квас с хреном, редьку зимнюю с солью и олеей, и т.п.

  5. #5
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    50 908
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от PUMA Посмотреть сообщение
    К разговору: картофель в Россию был завезен только в 17 веке. А до этого главным овощем на Руси была капуста...
    Но распространение получил только к 19 веку, благодаря усиленным пинкам.

    А до него основной пищей были - репа, гречка и рожь. Собственно, альтернативой опасной ржи картофель и был призван стать. А получилось, что он заменил собой репу))

  6. #6
    сейчас наверно репу не найдешь нигде

  7. #7
    Участник Аватар для Kreslava
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    32 237
    Записей в дневнике
    90
    Цитата Сообщение от ВесТочька Посмотреть сообщение
    сейчас наверно репу не найдешь нигде
    В магазинах продается.

  8. #8
    А у меня чечевица выросла сплошным ковром, что теперь с ней делать, ума не приложу. Я ее еще сначала не узнала, там вообще-то картошка растет, начала полоть, а вместо сорняков чечевица.
    Оказывается, осенью свекровь выбросила килограмм на компостную кучу, а весной мы с мужем тот компост растащили по огороду.
    И жалко, и выполоть придется, куда ее девать теперь. Или наоборот, картошку выполоть...
    Такое вот противостояние между исконно русской едой и заморской картошкой.
    А репу я посадила, взошла уже. Травы в огороде - жуть!

  9. #9
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    50 908
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Я женщина Посмотреть сообщение
    А у меня чечевица выросла сплошным ковром, что теперь с ней делать, ума не приложу. Я ее еще сначала не узнала, там вообще-то картошка растет, начала полоть, а вместо сорняков чечевица.
    Оказывается, осенью свекровь выбросила килограмм на компостную кучу, а весной мы с мужем тот компост растащили по огороду.
    И жалко, и выполоть придется, куда ее девать теперь. Или наоборот, картошку выполоть...
    Такое вот противостояние между исконно русской едой и заморской картошкой.
    А репу я посадила, взошла уже. Травы в огороде - жуть!
    оставить. как всякое бобовое она обогащает почву азотом. Осенью закопать.
    моя мама специально для этого сажает бобы по картошке

  10. #10
    Цитата Сообщение от Птичка Тари Посмотреть сообщение
    оставить. как всякое бобовое она обогащает почву азотом. Осенью закопать.
    моя мама специально для этого сажает бобы по картошке
    Это называется сидераты, насколько я помню. Про них и в Интернете есть, я щас посмотрела.

  11. #11
    Цитата Сообщение от Птичка Тари Посмотреть сообщение
    оставить. как всякое бобовое она обогащает почву азотом. Осенью закопать.
    моя мама специально для этого сажает бобы по картошке
    Не знаю как бобы,но горох по картошке спасает от проволочника.

  12. #12
    Ой, это значит удачно свекровь чечевицу выбросила!
    Выходит, и окучивать не получится - поломаю же все.
    У меня еще много то ли кабачков, то ли тыквы взошло в районе той же компостной кучи, тоже завтра рассажу, жалко выбрасывать.

    --- Добавлено ---

    Спасибо

  13. #13
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    50 908
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Я женщина Посмотреть сообщение
    Ой, это значит удачно свекровь чечевицу выбросила!
    Выходит, и окучивать не получится - поломаю же все.
    не бойтесь - окучивайте смело... Что захочет - приживется, остальное пойдет как удобрение зеленое.

    Тыквы и кабачок можно так и оставить на компостной куче - они очень любят теплый грунт - гниющий компост им понравится.

  14. #14
    Цитата Сообщение от Птичка Тари Посмотреть сообщение
    не бойтесь - окучивайте смело... Что захочет - приживется, остальное пойдет как удобрение зеленое.

    Тыквы и кабачок можно так и оставить на компостной куче - они очень любят теплый грунт - гниющий компост им понравится.
    Да нет, тыква или кабачки вокруг кучи получились, среди картошки и чечевицы, пересажу все-таки, место есть.

Похожие темы

  1. Что происходит в России - да просто.. А что?
    от Джубал в разделе Политическая и Историческая психологии
    Ответов: 227
    Последнее сообщение: 13.04.2013, 13:58
  2. Какие и в каком количестве нужны России учёные?
    от Эвол в разделе Политическая и Историческая психологии
    Ответов: 2220
    Последнее сообщение: 27.12.2010, 11:26

Социальные закладки

Социальные закладки
Добавить тему в :
© Все права защищены. iVezha.ru, 2008-2016 - как вернуть любовь мужа | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search