Сообщение от
Meeo
Стоит еще заметить, что в основе компульсивной реакции лежит механизм, связанный с тем, как ребенок в младенчестве переживает окружающую его реальность. А именно, переживание внешней по отношению к нему реальности, как части себя. Для него всё, что он воспринимает(и внутренние - "хочу какать", "хочу кушать" и внешние - свет, звук, движение, тепло), является частью его, пока еще примитивного и инфантильного Я. В первую очередь, это восприятие матери и её груди как части себя, просто потому, что ребенок пока еще не в состоянии различать такие сложные объекты, а необходимость с ними взаимодействовать уже присутствует. Далее, в процессе развития, когда ребенок начинает различать внешнее и внутреннее, перед ним как-бы становится задача развития - определиться и провести границу между Я и Другое. И тут я полагаю, играет огромную роль тот опыт, который он получит в процессе своих экспериментов. Ребенком может быть усвоено например, то, что даже будь эта реальность внешней по отношению к нему, он может поддаваться его желаниям. Например:
Я Захотел какать - Я покакал - Я получил облегчение - "кто-то пришёл, взял и убрал то что я сделал" - мне хорошо
Захотел кушать - появилась еда, грудь - я покушал - мне хорошо
Такое переживание называют "мистической реальностью". В норме, в конечном итоге, ребенок должен определиться с четкими границами, но бывает и так, что по какой-то причине, эти переживания остаются с ребенком и на более поздних этапах развития, и в той или иной форме могут оставаться у него всю жизнь, как некое смутное убеждение, что "я могу контролировать реальность". Психоаналитически ориентированные психологи, называют такую убежденность всемогущий контроль, которая является одним из компонентов навязчивости и компульсии. И правда ведь, на каком основании кто-либо мог-бы предположить, что семикратное повторение того или иного действия, может определить исход тех или иных событий, как только не святая убежденность в своей способности на это повлиять?
Обратная вариант всемогущего контроля, который может усвоить ребенок в процессе развития - выученная беспомощность. Это внутренняя убежденность в том, что бороться бессмысленно. "Чтобы я не делал, я потерплю неудачу". Сколько-бы он не плакал и не страдал, например, ему не добиться ответа от родителя.(например, чтобы его покормили)
п.с. На самом деле, всё куда более интереснее. (с)
Читайте классиков психоанализа))