Jesus Christ Superstar.
Рок-опера 1970 года.
На форуме уже частично обсуждалось это произведение, однако отдельной темы для него не было создано.
А очень хочется рассмотреть библейские мотивы в творчестве музыкантов 60-70-80 годов 20 века. Кстати, первой рок-оперой
был альбом группы The Who "Tommy", тоже с околобиблейскими мотивами...
Jesus Christ Superstar - не первая совместная работа Уэбера (как вариант Уэббера, ориг: Andrew Lloyd Webber) и Тима Райса, но первая, имевшая огромный успех.
Вот фигуранты в 1970 году (слева - Уэбер, справа -Райс):
Уэберу на момент написания JCS было 21-22 года. Райсу - 26 лет.
В основе мюзикла лежит сюжет о последних днях Иисуса Христа. Либретто написано близко
к каноническим текстам, за исключением небольших неточностей (например, сон про Иисуса приснился не Пилату, а его жене)
и некоторых домысливаний авторов, не особо противоречащих текстам евангелий. Но при этом прочтение библии сильно отличается от классического.
Фактически главным героем произведения является Иуда, который являясь правой рукой Иисуса, пытается найти выход из сложившейся политической ситуации.
Если сделать как предлагает Иуда в своей первой речи, то есть strip away The myth from the man, то есть отделить в текстах библии реальность от выдумки,
то как раз получится увидеть всё то, что увидели Райс и Уэбер - историю человека, задумавшего стать б-гом.
Итак, в произведении Иуда - самый преданный Иисусу человек, самый сообразительный из апостолов и вообщедартаньянинтеллектуал.
В самом начале он предупреждает Иисуса о надвигающейся опасности, дескать, их организация скатилась чёрти-куда и скоро
правительство на их публичное бузотёрство ответит танками и омоном.
Иисус в свою очередь отвечает на вопросы учеников "Когда ж мы пойдём на Иерусалим?" проповедями, что надо жить сейчас
и сегодня и вообще нафиг нужно воевать и бороться, а там ещё на фоне Мария Магдалина подкатывает. Иуда её гоняет и
где-то в это время Иисус начинает говорить о том, что Иуда будет сильно жалеть о его смерти. То есть, по версии Уэбера и Райса,
Иисус первым подкидывает идею о том, что Иуда его сдаст.
Иуда, в отличие от других апостолов, хорошо запоминал всё, что говорил Иисус, так что и это он на всякий случай запомнил на будущее.
Тем временем, на совете духовенства во главе с high priest Киаифа (наверное, не склоняется его имя... на английском оно звучит куда поэтичней - Каэфас) принимается решение
убить Христа. This Jesus must die.
В это время начинается стихийный митинг сторонников Иисуса, на который стеклось больше 50 000 человек. Апостол Симон Зилот говорит Иисусу "Чего тебе ещё надо,
мы можем повыгонять римлян нах с нашей земли, только возглавь нас". Это тоже ключевой момент, Иисус мог бы стать царём, освободителем и правителем иудеев,
если бы возглавил вооруженное восстание против римлян. Но вместо этого он говорит "Вы, ребята, ничего не понимаете про настоящую славу и власть", это он намекает на то,
что он собрался обрести такую славу и власть, которую до этого даже представить себе не могли, то есть славу и власть б-га. Иуда наблюдал этот момент
и сопоставил то, что Иисус не может возглавить безобразие, но явно собирается обрести вечную невиданную доселе славу,
при этом безобразие нужно прекратить и почти немедленно. Ещё одно подтверждение того, что Иисус хочет, чтобы Иуда сдал его властям:
Иисус станет б-гом, а иудеев римляне не перебьют,вобщем всем хорошо.
Да, кстати, деньги за выдачу Христа он по итогу взял, то есть Иуда имел планы и на дальнейшее своё существование,
возможно, как достойный заместитель своего учителя на земле)))))
В мюзикле не рассказывается про чудеса, творимые Христом)) мы ведь сделали strip away the myth from the man.
Когда Иисус натыкается на толпу льнущих к нему калек и нищих, он вырывается от них со словами "исцеляйтесь сами!".
При этом он периодически страдает, что ему очень мало осталось сделать. "Мало сделать" в варианте Уэбера-Райса - это успеть
"пообщаться поближе" с Марией Магдалиной. Которая уже внезапно и по уши влюбилась в него "I don`t know how to love him".
Иуда договаривается с иудейским духовенством, которых он неплохо знает, о выдаче Христа, причём честно им выкладывает
практически весь свой план (кроме того факта, что Иисус собрался стать б-гом), дабы никто не подумал, что он тут предательством занимается.
Анна и Киаифа не особо прониклись откровениями Иуды, для них Иисус был просто очередным назойливым фигурантом, возомнившим себя мессией.
Они уговаривают Иуду взять деньги, намекая, что потом пригодятся для его деятельности. Иуда мог подумать, что ему прямым текстом говорят,
что когда Христа не будет, то он, Иуда, сможет возглавить учеников и никто возражать не будет. Типа благословление такое))
На тайной вечере Христос продолжает вагинострадать, что он скоро помрёт и его никто не вспомнит, что все плохие, а он Граф Монтекристо. Вобщем, обычный мандраж человека,
который собирается через пару дней стать б-гом путём мучительной смерти. Иуда раздражён драматизацией Христа и напоминает ему о своей миссии его сдать,
а потом грозится, что вот возьмёт он, Иуда, и останется тут хавать со всеми и тогда упадёт Иисус с уровня своих понтов на уровень своего интеллекта и расшибётся.
Христос прогоняет иуду и продолжает страдать в саду. Песня "Gethsemane (I Only Want to Say)" - это разговор Христа с б-гом, то есть с самим собой.
Он признаётся, что всё спланировано, но он ещё не уверен, что получит свою вечную славу. Мои друзья говорят, что парашютисты перед первым прыжком часто чувствуют то же самое.
Дальше как всегда: Иуда сдаёт иисуса поцелуем. Кстати, почему именно так? Это больше похоже на доброжелательное пожелание удачи.
Не думаю, что кто-то стал бы сдавать хорошего знакомого именно поцелуем.
Есть ещё один интересный момент с царём Иродом Антипой. В сценке Иисуса и Ирода отлично показано, как мягко обламывать понты
человеку, который без особых талантов собрался в суперзвёзды.
Когда Иуда своими глазами видит, что его учитель страдает от побоев как обычный человек, он понимает, что очень сильно заблуждался
и всё будет совсем не так, как он рассчитывал. То есть Христос, может, и станет б-гом, но Иуду, который фактически организовал всё шоу,
проклянут навечно. Он вешается, Иисус добивается, чтобы его распяли и мюзикл заканчивается песней Иуды "Superstar", которой, разумеется, нету ни в каких евангелиях,
но которой Иуда в очень сдержанных выражениях комментирует свои мысли по поводу произошедшего)))))
Сейчас напишу про альбом и постановки с экранизациями....