Непременным партнером Великой богини в ее созидательной деятельности выступает Бог-творец. Часто земным воплощением бога является бык.
Для земледельческих и скотоводческих народов эпохи неолита особенно характерно мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка. То, что культ быка - очень древний, доиндоевропейский подтверждают материалы земледельческого поселения Чатал-Хююк, относящиеся к VII-VI тыс.до н.э. Этот культ получил широкое распространение и у индоевропейских народов. Общеизвестно почитание быка на Крите. Греческая мифология связывает культ быка с культом Зевса, который втайне от отца Кроноса был отправлен на Крит.
На Крите обнаружены древнейшие фетишистские символы Зевса - двойной топор (лабрис), помещенный между рогами быка. Древняя этимология слова "Dyaus pitar" связана с корнями слов "жизнь", "кипение", "орошение".
Фигурки быка, как зооморфное воплощение бога-творца, обнаружены и во многих иберийских (территория современной Испании) святилищах.
Многочисленные надгробья с фигурами быков в иберийских некрополях и использование мяса быка в погребальной трапезе заставляют вспомнить о хтонической функции Зевса. Она связана с древнейшими представлениями о боге-творце, когда силы космоса еще боролись с хаосом. Один из эпитетов Зевса - Хтоний определяет его как владыку подземного царства, вершившего суд над мертвыми. Можно предположить, что современная испанская коррида, где человек сражается с черным быком, отражает представление о постоянной борьбе жизни со смертью и уходит корнями в религиозную культуру иберов.