. Рисунок с натуры: о маленьких людях и их родителях
Маленькие зарисовки. Вы тоже такие видели, я уверена. Замечают ли родители как они выглядят, когда недовольны своим ребенком? Слышат ли ЧТО, и главное КАК, они говорят?..
В обычный сетевой магазин зашла семья. Мама держала на руках мальчика лет полутора – двух, за ними следовал папа. Мальчик хныкал. Мама реагировала спокойно, но папа… Папе, очевидно, было совершенно невыносимо поведение сына. Он дергал его за рукав, заглядывал ему в лицо и противным писклявым голосом повторял: «Ты девочка! Девочка. Девочка! Девочка!!! Девчонка! Пискля! Фууууууууу!!!!» И снова по кругу. Как заезженная пластинка. Мальчик хныкать не перестал, а начал плакать по-настоящему, в голос, с обидой. Но папа не успокаивался. Наверняка ему казалось, что он на правильном пути, и сын вот прямо сейчас начнет вести себя «по-мужски», а может просто не мог остановиться, как и хнычущий усталый ребенок, в общем-то. Было впечатление, что слезы сына наносят непоправимый ущерб ему самому. Папе этого ребенка.
Папа сделал сразу несколько вещей. Косвенно дал понять, что дразнить и высмеивать – это нормально. Что девочки – это «фу». Что папа сына «таким» не принимает, и чтобы папе нравиться, нужно не плакать. Плачущим он для папы тоже «фу». Та ли цель была у папы…
В другом магазине, несколькими днями ранее. Мама с девочкой лет семи. Девочка берет в руки какую-то шоколадку и мама мгновенно взрывается: «Что ж за девка-то у меня бестолковая! Миллион раз говорила, я не куплю тебе шоколад, у тебя аллергия! Аллергия! Давно пора это понять, а не быть такой дурой!!!» Девочка молча кладет шоколадку. Кажется, она и не собиралась ее брать, просто подержала.
Думается, шоколадка нанесла бы гораздо меньший вред этой девочке.
На пляже. Мама – дочери (6-7 лет). Общается командами, краткими, понятными, емкими. «Сядь», «Иди купайся», «Вылезай», «Вытрись полотенцем», «Не пачкай покрывало», «Ешь виноград». Параллельно общается с приятельницей, многословно, эмоционально. Между делом сетует, что ребенку ничего неинтересно, ничем не увлечешь.
А что мама для этого сделала?
В аптеке. Впереди стоит мама с девочкой дошкольницей, лет пяти. У мамы вид строгий, неприступный. Девочка украдкой оглядывается и заглядывает в глаза людям в очереди. Ловит мой взгляд и легкую улыбку. Тихо отходит от мамы и … обнимает меня. Меня. Совершенно постороннего человека! Прижимается и замирает. Я опешила, не знаю как реагировать. Оборачивается мама, оттаскивает дочь, извиняется, снова ставит ее рядом и отворачивается. Мама беременна, руки на животе. Девочка говорит: «Мама. Я хочу, чтобы ты меня тоже обнимала…».
Девочка готова обнимать посторонних людей, чтобы удовлетворить свою потребность в ласке, в эмоциональном принятии. Мама не замечает этого, хотя все «симптомы» налицо. И они очень тревожные.
На улице. Снова мама с двумя детьми. Дети, очевидно, погодки. Мальчика она несет на руках, ему месяцев 7-8, рядом девочка, которой, кажется, нет еще и двух, несет сумку, пытаясь успеть за мамой. Поравнявшись с ними, я слышу, как мама строго объясняет дочке: «Ты старшая! Ты большая! Маленький у нас Андрюша, а ты должна помогать!» Девочка с завистью смотрит на маленького брата, из-за которого она теперь не просто ребенок, а «старшая», с грузом ответственности, в неполные два года.
Девочка, не успев побыть маленькой, вдруг стала «взрослой» и «старшей». Совершенно очевидно, что все бонусы у маленьких, не надо ни за что отвечать, и мама на ручках носит… А ведь она все та же маааленькая девочка! Следующим пунктом можно прогнозировать «младенческое» поведение и мокрые штанишки. Попытка возвращения в то время, когда мама носит на ручках… А ведь все это еще можно предотвратить! Главное понять, что в этой семье теперь два еще маленьких ребенка и не навязывать девочке роль, до которой она еще не доросла.
В маршрутке. Полный разговор я не застала, услышала только окончание, когда вошла. На этот раз папа с сыном (9-10 лет). «А ты – никто, понимаешь, никто! Вот когда будешь деньги зарабатывать, тогда будешь кем-то! А сейчас ты – пустое место! Пус-то-е! Понял?». Он понял. По глазам было видно.
Посыл самого значимого человека, папы: 1. «Ты никто». 2. «Уважать стоит только людей с деньгами». Последствия впитывания таких жизненных установок можете себе представить.
Вообще классический вариант, с небольшими вариациями встречается чаще других. Наблюдаю: родители, трехлетнему карапузу, который слишком долго изучал какой-то фантик на дороге. «Мы ушли от тебя! Оставайся здесь один, раз идти не хочешь!» И быстрым шагом удаляются. Заходят за угол и хихикают, ждут реакции. Ребенок озирается по сторонам, глаза его расширяются от страха. Его оставили самые дорогие люди. Вокруг одни чужие ноги, которые равнодушно проходят мимо. Сказать, что ему страшно – не сказать ничего.
А вам читать не страшно? Самые дорогие люди БРОСИЛИ, оставили. Для ребенка ведь это все абсолютно всерьез, ведь родителям надо верить. В этом возрасте дети родителей воспринимают исключительно как «всемогущих» и «всезнающих» людей. И они не могут лгать. Они УШЛИ… Испытать такое отчаяние, даже на несколько секунд – никому не пожелаешь.
Трофимова Ю.А