Сообщение от
Марина
Вот еще можно почитать:
Теория привязанности Дж. Боулби объясняет формирование эмоционального отношения между родителями и детьми.
В течение младенчества и раннего детства мать ориентирует ребенка в пространстве и времени, предусматривает его окружение, разрешает удовлетворение одних импульсов, ограничивает другие. Чтобы вырасти умственно здоровым, младенец «должен испытывать теплое, близкое и непрерывающееся взаимоотношение со своей матерью (или постоянно заменяющим мать человеком), в котором оба находят удовольствие и радость».
Согласно Дж. Боулби, у младенцев наблюдается не связанное с удовлетворением физиологических потребностей и фокусирующееся на наиболее близком человеке поведение привязанности, к которому могут быть отнесены такие врожденные виды поведения взаимодействия, как сосание, цепляние, следование, плач, улыбка. Это поведение гарантирует защиту и выживание вида.
Поведение привязанности созревает относительно независимо в течение первого года, фокусируясь на фигуре матери в течение вторых шести месяцев жизни ребенка. Привязанность выполняет естественную, здоровую функцию даже в жизни взрослого человека.
Дж. Боулби выделил три фазы ответа ребенка на разлучение с матерью:
- протест и плач, связанные с тревогой разлучения;
- отчаяние, переживание горя и скорби по поводу ухода матери;
- отказ или отделение от матери.
Согласно теории привязанности ребенок переживает горе всякий раз, когда поведение привязанности активизируется, но фигура привязанности продолжает быть недоступной. Любимый ребенок будет протестовать против разлучения с родителями, но позже сможет опираться на себя. Низкая тревога при разлучении с матерью дает ошибочное впечатление зрелости. Показано, что у девятимесячных младенцев тридцатиминутное разлучение с матерью приводит к стрессу – изменению поведения и гормонального статуса. Долговременное разлучение младенца и матери вызывает последовательное изменение состояния младенца от фазы протеста до отчаяния и отделения от матери, что проявляется в изменении поведения, соотношения сна и бодрствования, вегетативных реакций.
Обнаружено, что матери, которые должны вернуться на работу в течение года после рождения ребенка, демонстрируют более высокий уровень физиологических нарушений, чем те, кто имеет возможность остаться со своими малышами. В первом случае уровень инфекций у младенцев выше. Считается, что безопасная привязанность обеспечивает ауру психологической защиты, которая поддерживает метаболизм ребенка в стабильном состоянии.
Согласно теории привязанности, основным результатом социального взаимодействия первых полутора лет жизни является развитие у младенца эмоциональной привязанности к человеку, который лучше всех способен успокоить и утешить младенца, и к которому младенец приближается наиболее часто для игры и утешения, при переживании тревоги, страха, опасности, стресса. Чаще всего таким человеком – фигурой привязанности – становится мать, но может быть отец или другой наиболее близкий человек. Считается, что формирование безопасной эмоциональной привязанности матери и ребенка в раннем возрасте обеспечивает основу для его последующего здорового эмоционального и социального развития.