У нас как то обошлось без "ах", оба в началке ходили на продленку, так что репетиторством занимались тамошние воспитатели...
А мотивация достигалась так: нормальная оценка с учетом IQ - 4.
За 5 всякие приятности на выходные и в течение недели - поездки, экскурсии, походы, кино, театры, рестораны.... Если честно, обычная культурная программа, я много возилась с детьми. Плюс - возможность прогулять школу по записке.
2 или 3 - следующий день без компьютера. В особо крутых случаях и частичное лишение поездок, экскурсий и пр. Типа раз получил 3, значит не выучил что-то, вот сиди на следующий день и в выходные и учи. Вариант "не понял"в их случае исключался, ибо не дураки.
Скрытая 2 или 3 - 2 дня без компьютера. 3 в четверти - неделя без компьютера.... ну и никаких записок...
Как то все быстро усвоили, что совсем расслабляться не выгодно. Но сын умудрялся учиться так, что и не напрягаться, и иметь в четвертях и за год 5 и 4.
Но мои учились хорошо, всегда был повод для воскресных пряников. Без компа обычно несколько дней в месяц.
Кстати, сами они считали такое наказание справедливым, гораздо справедливее, чем у одноклассников, когда мама, вдруг узнав о какой-то 2 свирипела и забирала комп на месяц.
Так что моя имха, лучше небольшой, но неотвратимый кнут, и небольшой, но обязательный пряник. Кнут - без особых мозговыносов: получил 2 - день без компа. Точка.