Страница 7 из 9 ПерваяПервая ... 456789 ПоследняяПоследняя
Показано с 181 по 210 из 270
Тема:

Мне скучно с собственным ребенком

  1. #181
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Цитата Сообщение от vusyc Посмотреть сообщение
    "Воспетка" суть "воспитательница", ув. Kreslava. Принцип экономии в языке в действии.
    Ага) Принцип неуважения человека, которому доверяешь своего ребенка.

  2. #182
    Ну как бы есть немного, да. У нас в стране почему-то в менталитет не вбито, что те, кто учат - не есть обслуживающий персонал. Поэтому у нас воспетки, училки, преподы... попробовал бы кто так в Оксфорде, например.

  3. #183
    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    Ага) Принцип неуважения человека, которому доверяешь своего ребенка.

    Зря вы такие выводы делаете. Она отличный специалист. И сокращение не выражает моих чувств и отношения к ней. Это скорее выражает мою лень, к написанию длинных слов.

    А Вас, ув. Kreslava я тоже побаиваюсь, Вы оч. резки в высказываниях всегда)
    Но понимаю, что у вас, как и у моего мужа, стиль общения такой.. чтож делать

  4. #184
    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение
    А Вас, ув. Kreslava я тоже побаиваюсь.
    Сегодня у вас день откровений.

  5. #185
    Цитата Сообщение от Марина Посмотреть сообщение
    Сегодня у вас день откровений.
    да.

    --- Добавлено ---

    Цитата Сообщение от vusyc Посмотреть сообщение
    Ну как бы есть немного, да. У нас в стране почему-то в менталитет не вбито, что те, кто учат - не есть обслуживающий персонал. Поэтому у нас воспетки, училки, преподы... попробовал бы кто так в Оксфорде, например.
    А ещё врачихи, буХГалтерши и продавщиЦЫ, прапоры, ага.

    Мне кажется, это не от уважения зависит.
    На врядле те, кто так говорит, задумывается вообще над этим.
    Стадное чувство скорее. Все так говорят - и я так говорю. Если удобно - почему нет, раз все так говорят.
    Жаль, что мы не в Оксфорде, конечно)

  6. #186
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение

    Зря вы такие выводы делаете. Она отличный специалист. И сокращение не выражает моих чувств и отношения к ней. Это скорее выражает мою лень, к написанию длинных слов.
    И где же Ваше уважение к отличному специалисту, если Вы игнорируете ее требование не приносить игрушки из дома?
    А Вас, ув. Kreslava я тоже побаиваюсь
    Это Ваш выбор, ув. Ariat. Я за него не отвечаю.

  7. #187
    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    И где же Ваше уважение к отличному специалисту, если Вы игнорируете ее требование не приносить игрушки из дома?
    Ну я же написала, что запрет падает не на все игрушки, а на некоторые.
    Что не разрешает - то не приносим.
    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    Это Ваш выбор, ув. Ariat. Я за него не отвечаю.
    Ну дык я Вас разве в этом обвиняла?

  8. #188
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Цитата Сообщение от vusyc Посмотреть сообщение
    Ну как бы есть немного, да. У нас в стране почему-то в менталитет не вбито, что те, кто учат - не есть обслуживающий персонал. Поэтому у нас воспетки, училки, преподы... попробовал бы кто так в Оксфорде, например.
    Скорее, менталитет переформатирован. Коли говорят, что школа предоставляет образовательные услуги, то и отношение соответствующее-потребительское к обслуге.

  9. #189
    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение

    Зря вы такие выводы делаете. Она отличный специалист. И сокращение не выражает моих чувств и отношения к ней. Это скорее выражает мою лень, к написанию длинных слов.
    Вот интересно всегда: писать длинные посты людям не лень, произносить речи, что-то объясняющие тоже не лень, какие-нибудь умные длинные слова сказать или написать тоже, как правило, не лень, а воспетка, училка - это сокращения от лени.

  10. #190
    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    Скорее, менталитет переформатирован. Коли говорят, что школа предоставляет образовательные услуги, то и отношение соответствующее-потребительское к обслуге.
    Вот теперь забирайте назад свои слова про неуважение

  11. #191
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение

    Ну дык я Вас разве в этом обвиняла?
    А разве я оправдываюсь? Вы выбрали побаиваться меня. Ваше право.

    запрет падает не на все игрушки, а на некоторые.
    Лего входит в список запрещенных?

  12. #192
    Жаль, что мы не в Оксфорде, конечно)
    Так Оксфорд вокруг нас и не самозародится, пока мы врача не начнем называть врачом, а не врачихой. =))))) Начинается-то все из детства. Вот вы на письме воспитательницу "воспеткой" обозвали, так то хоть ни она, ни ваш ребенок не прочитали. А при сыне вы как называете воспитательницу? В глаза и за глаза?

  13. #193
    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    Лего входит в список запрещенных?
    Нет. В этот список входит оружие, электроника и игрушки со звуком.

  14. #194
    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение
    Мне кажется, это не от уважения зависит.
    На врядле те, кто так говорит, задумывается вообще над этим.
    Стадное чувство скорее. Все так говорят - и я так говорю. Если удобно - почему нет, раз все так говорят.
    Жаль, что мы не в Оксфорде, конечно)
    А вы при сыне ее тоже "воспетка" называете?

  15. #195
    Цитата Сообщение от vusyc Посмотреть сообщение
    А при сыне вы как называете воспитательницу? В глаза и за глаза?
    Нет. По Имени Отчеству.
    Он же запомнит, и применит, сразу, на практике.
    Я помоему и при муже так не говорю... Над обратить внимание.
    Последний раз редактировалось Sanuk; 03.06.2015 в 10:32.

  16. #196
    Задумалась... Вот никогда не называла учителя училкой. Если только класного руководителя - классной
    А вот в "универе" уже были "предоды" и "преподши". И куча других сокращений

  17. #197
    Цитата Сообщение от vusyc Посмотреть сообщение
    Ну как бы есть немного, да. У нас в стране почему-то в менталитет не вбито, что те, кто учат - не есть обслуживающий персонал. Поэтому у нас воспетки, училки, преподы... попробовал бы кто так в Оксфорде, например.
    Новяз в действии

  18. #198
    Цитата Сообщение от Гретхен Посмотреть сообщение
    Новяз

  19. #199
    Лего входит в список запрещенных?
    Сад-то частный, там все проще. Но даже у меня в муниципальном саду никаких "военизированных" игрушек (мечи, автоматы, танки, пушки, пистолеты, шлемы, щиты и пр.), игрушек с музыкой и на радиоуправлении, больших по размеру игрушек - нельзя. Можно небольшие машинки, фигурки или куклы, мягкие игрушки. Мелкие игрушки типа из киндер-сюрприза фигурки и сборно-разборные игрушки у нас тоже не разрешают, потому что группа младшая: могут подавиться. И то - можно принести, показать, поиграть самому, дать кому-то поиграть, но как только игрушка оказывается на полу/столе/подоконнике и лежит без внимания - воспитатель забирает и убирает в шкафчик. На все "а где, а дайте, а я еще не доиграл(а)" следует ответ, что доиграешь дома. У меня дите в садик не таскает игрушки, ттт, уже года полтора как.

    Че-то я прям настрочила =)))))) Пардон за флуд.

  20. #200
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение
    Нет. В этот список входит оружие, электроника и игрушки со звуком.
    Понятно. Скорее всего-это общие требования. Значит приносить Лего можно.. А последствия использования Лего для игр в коллективе детей должны продумывать родители,
    как не крути.

    --- Добавлено ---

    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение
    Новояз.

  21. #201
    Я помоему и при муже так не говорю... Над обратить внимание.
    Ага. А то муж при сыне обзовет и потом не докажете никому, что не верблюды =))))))

  22. #202
    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    Понятно. Скорее всего-это общие требования. Значит приносить Лего можно.. А последствия использования Лего для игр в коллективе детей должны продумывать родители,
    как не крути.
    Да, Лего можно.
    Группа старшая. Все мальчишки приносят, собирают, меняются.
    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    Новояз.
    Погуглила)

  23. #203
    Цитата Сообщение от Ariat Посмотреть сообщение
    Новояз, официальный язык Океании, был разработан для того, чтобы обслуживать идеологию ангсоца, или английского социализма. В 1984 году им еще никто не пользовался как единственным средством общения — ни устно, ни письменно. Передовые статьи в «Таймс» писались на новоязе, но это дело требовало исключительного мастерства, и его поручали специалистам. Предполагали, что старояз (т. е. современный литературный язык) будет окончательно вытеснен новоязом к 2050 году. А пока что он неуклонно завоевывал позиции: члены партии стремились употреблять в повседневной речи все больше новоязовских слов и грамматических форм. Вариант, существовавший в 1984 году и зафиксированный в девятом и десятом изданиях Словаря новояза, считался промежуточным и включал в себя много лишних слов и архаических форм, которые надлежало со временем упразднить. Здесь пойдет речь об окончательном, усовершенствованном варианте, закрепленном в одиннадцатом издании Словаря.
    Новояз должен был не только обеспечить знаковыми средствами мировоззрение и мыслительную деятельность приверженцев ангсоца, но и сделать невозможными любые иные течения мысли. Предполагалось, что, когда новояз утвердится навеки, а старояз будет забыт, неортодоксальная, то есть чуждая ангсоцу, мысль, постольку поскольку она выражается в словах, станет буквально немыслимой. Лексика была сконструирована так, чтобы точно, а зачастую и весьма тонко выразить любое дозволенное значение, нужное члену партии, а кроме того, отсечь все остальные значения, равно как и возможности прийти к ним окольными путями. Это достигалось изобретением новых слов, но в основном исключением слов нежелательных и очищением оставшихся от неортодоксальных значений — по возможности от всех побочных значений. Приведем только один пример. Слово «свободный» в новоязе осталось, но его можно было использовать лишь в таких высказываниях, как «свободные сапоги», «туалет свободен». Оно не употреблялось в старом значении «политически свободный», «интеллектуально свободный», поскольку свобода мысли и политическая свобода не существовали даже как понятия, а следовательно, не требовали обозначений. Помимо отмены неортодоксальных смыслов, сокращение словаря рассматривалось как самоцель, и все слова, без которых можно обойтись, подлежали изъятию. Новояз был призван не расширить, а сузить горизонты мысли, и косвенно этой цели служило то, что выбор слов сводили к минимуму.
    Новояз был основан на сегодняшнем литературном языке, но многие новоязовские предложения, даже без новоизобретенных слов, показались бы нашему современнику непонятными. Лексика подразделялась на три класса: словарь «A», словарь «B» (составные слова) и словарь «C». Проще всего рассмотреть каждый из них отдельно; грамматические же особенности языка можно проследить в разделе, посвященном словарю «A», поскольку правила для всех трех категорий — одни и те же.

    Словарь «A» заключал в себе слова, необходимые в повседневной жизни — связанные с едой, питьем, работой(6), одеванием, хождением по лестнице, ездой, садоводством, кухней и т. п. Он почти целиком состоял из слов, которыми мы пользуемся сегодня, таких, как «бить», «дать», «дом», «хвост», «лес», «сахар», но по сравнению с сегодняшним языком число их было крайне мало, а значения определены гораздо строже. Все неясности, оттенки смысла были вычищены. Насколько возможно, слово этой категории представляло собой отрывистый звук или звуки и выражало лишь одно четкое понятие. Словарь «A» был совершенно непригоден для литературных целей и философских рассуждений. Он предназначался для того, чтобы выражать только простейшие целенаправленные мысли, касавшиеся в основном конкретных объектов и физических действий.
    Грамматика новояза отличалась двумя особенностями. Первая — чисто гнездовое строение словаря. Любое слово в языке могло породить гнездо, и в принципе это относилось даже к самым отвлеченным, как, например, «если»: «еслить», «есленно» и т. д. Никакой этимологический принцип тут не соблюдался; словом-производителем могли стать и глагол, и существительное, и даже союз; суффиксами пользовались гораздо свободнее(7), что позволяло расширить гнездо до немыслимых прежде размеров. Таким образом были образованы, например, слова «едка», «яйцевать», «рычёвка»(, «хвостистски» (наречие), «настроенческий»(9), «убежденец». Если существительное и родственный по смыслу глагол были этимологически не связаны, один из двух корней аннулировался: так, слово «писатель» означало «карандаш», поскольку с изобретением версификатора писание стало означать чисто физический процесс. Понятно, что при этом соответствующие эпитеты сохранялись, и писатель мог быть химическим, простым и т. д. Прилагательное можно было произвести от любого существительного, как, например: «пальтовый», «жабный», от них — соответствующие наречия и т. д.
    Кроме того, для любого слова — в принципе это опять-таки относилось к каждому слову — могло быть построено отрицание при помощи «не». Так, например, образованы слова «нелицо» и «недонос». Система единообразного усиления слов приставками «плюс-» и «плюсплюс-», однако, не привилась ввиду неблагозвучия многих новообразований (см. ниже). Сохранились прежние способы усиления, несколько обновленные. Так, у прилагательных появились две сравнительных степени: «лучше» и «более лучше». Косвенно аналогичный процесс применялся и к существительным (чаще отглагольным) путем сцепления близких слов в родительном падеже: «наращивание ускорения темпов развития». Как и в современном языке, можно было изменить значение слова приставками, но принцип этот проводился гораздо последовательнее и допускал гораздо большее разнообразие форм, таких, например, как «подустать», «надвзять», «отоварить», «беспреступность» (коэффициент), «зарыбление», «обескоровить», «довыполнить» и «недододать». Расширение гнезд позволило радикально уменьшить их общее число, то есть свести разнообразие живых корней в языке к минимуму.
    Второй отличительной чертой грамматики новояза была ее регулярность. Всякого рода особенности в образовании множественного числа существительных, в их склонении, в спряжении глаголов были по возможности устранены. Например, глагол «пахать» имел деепричастие «пахая», «махать» спрягался единственным образом — «махаю» и т. д. Слова «цыпленок», «крысенок» во множественном числе имели форму «цыпленки», «крысенки» и соответственно склонялись, «молоко» имело множественное число — «молоки», «побои» употреблялось в единственном числе, а у некоторых существительных единственное число было произведено от множественного: «займ». Степенями сравнения обладали все без исключения прилагательные, как, например, «бесконечный», «невозможный», «равный», «тракторный» и «двухвесельный». В соответствии с принципом покорения действительности все глаголы считались переходными: завозразить (проект), задействовать (человека), растаять (льды), умалчивать (правду), взмыть (пилот взмыл свой вертолет над вражескими позициями). Местоимения с их особой нерегулярностью сохранились, за исключением «кто» и «чей». Последние были упразднены, и во всех случаях их заменило местоимение «который» («которого»). Отдельные неправильности словообразования пришлось сохранить ради быстроты и плавности речи. Труднопроизносимое слово или такое, которое может быть неверно услышано, считалось ipso facto(10) плохим словом, поэтому в целях благозвучия вставлялись лишние буквы или возрождались архаические формы. Но по преимуществу это касалось словаря «B». Почему придавалось такое значение удобопроизносимости, будет объяснено в этом очерке несколько позже.

    Словарь «B» состоял из слов, специально сконструированных для политических нужд, иначе говоря, слов, которые не только обладали политическим смыслом, но и навязывали человеку, их употребляющему, определенную позицию. Не усвоив полностью основ ангсоца, правильно употреблять эти слова было нельзя. В некоторых случаях их смысл можно было передать староязовским словом или даже словами из словаря «A», но это требовало длинного описательного перевода и всегда было сопряжено с потерей подразумеваемых смыслов. Слова «B» представляли собой своего рода стенограмму: в несколько слогов они вмещали целый круг идей, в то же время выражая их точнее и убедительнее, чем в обыкновенном языке.
    Все слова «B» были составными(11). Они состояли из двух или более слов или частей слов, соединенных так, чтобы их удобно было произносить. От каждого из них по обычным образцам производилось гнездо. Для примера: от «благомыслия», означавшего приблизительно «ортодоксию», «правоверность», происходил глагол «благомыслить», причастие «благомыслящий», прилагательное «благомысленный», наречие «благомысленно» и т. д.
    Слова «B» создавались без какого-либо этимологического плана. Они могли состоять из любых частей речи, соединенных в любом порядке и как угодно препарированных — лишь бы их было удобно произносить и оставалось понятным их происхождение. В слове «мыслепреступление», например, мысль стояла первой, а в слове «благомыслие» — второй. Поскольку в словаре «B» удобопроизносимость достигалась с большим трудом, слова здесь образовывались не по такой жесткой схеме, как в словаре «A». Например, прилагательные от «минилюба» и «миниправа» были соответственно «минилюбный» и «миниправный» просто потому, что «-любовный» и «-праведный» было не совсем удобно произносить. В принципе же их склоняли и спрягали, как обычно.
    Некоторые слова «B» обладали такими оттенками значения, которых почти не улавливал человек, не овладевший языком в целом. Возьмем, например, типичное предложение из передовой статьи в «Таймс»: «Старомыслы не нутрят ангсоц». Кратчайшим образом на староязе это можно изложить так: «Те, чьи идеи сложились до Революции, не воспринимают всей душой принципов английского социализма». Но это неадекватный перевод. Во-первых, чтобы как следует понять смысл приведенной фразы, надо иметь четкое представление о том, что означает слово «ангсоц». Кроме того, лишь человек, воспитанный в ангсоце, почувствует всю силу слова «нутрить», подразумевающего слепое восторженное приятие, которое в наши дни трудно вообразить, или слова «старомысл», неразрывно связанного с понятиями порока и вырождения. Но особая функция некоторых новоязовских слов наподобие «старомысла» состояла не столько в том, чтобы выражать значения, сколько в том, чтобы их уничтожать. Значение этих слов, разумеется немногочисленных, расширялось настолько, что обнимало целую совокупность понятий; упаковав эти понятия в одно слово, их уже легко было отбросить и забыть. Сложнее всего для составителей Словаря новояза было не изобрести новое слово, но, изобретя его, определить, что оно значит, то есть определить, какую совокупность слов оно аннулирует.
    Как мы уже видели на примере слова «свободный», некоторые слова, прежде имевшие вредный смысл, иногда сохранялись ради удобства — но очищенными от нежелательных значений. Бесчисленное множество слов, таких, как «честь», «справедливость», «мораль», «интернационализм», «демократия», «религия», «наука», просто перестали существовать. Их покрывали и тем самым отменяли несколько обобщающих слов. Например, все слова, группировавшиеся вокруг понятий свободы и равенства, содержались в одном слове «мыслепреступление», а слова, группировавшиеся вокруг понятий рационализма и объективности, — в слове «старомыслие». Большая точность была бы опасна. По своим воззрениям член партии должен был напоминать древнего еврея, который знал, не вникая в подробности, что все остальные народы поклоняются «ложным богам». Ему не надо было знать, что имена этих богов — Ваал, Осирис, Молох, Астарта и т. д.; чем меньше он о них знает, тем полезнее для его правоверности. Он знал Иегову и заветы Иеговы, а поэтому знал, что все боги с другими именами и другими атрибутами — ложные боги. Подобным образом член партии знал, что такое правильное поведение, и до крайности смутно, лишь в общих чертах представлял себе, какие отклонения от него возможны. Его половая жизнь, например, полностью регулировалась двумя новоязовскими словами: «злосекс» (половая аморальность) и «добросекс» (целомудрие). «Злосекс» покрывал все нарушения в этой области. Им обозначались блуд, прелюбодеяние, гомосексуализм и другие извращения, а кроме того, нормальное совокупление, рассматриваемое как самоцель. Не было нужды называть их по отдельности, все были преступлениями и в принципе карались смертью. В словаре «C», состоявшем из научных и технических слов, для некоторых сексуальных нарушений могли понадобиться отдельные термины, но рядовой гражданин в них не нуждался. Он знал, что такое «добросекс», то есть нормальное сожительство мужчины и женщины с целью зачатия и без физического удовольствия для женщины. Все остальное — «злосекс». Новояз почти не давал возможности проследить за вредной мыслью дальше того пункта, что она вредна; дальше не было нужных слов.
    В словаре «B» не было ни одного идеологически нейтрального слова. Многие являлись эвфемизмами. Такие слова, например, как «радлаг» (лагерь радости, т. е. каторжный лагерь) или «минимир» (министерство мира, то есть министерство войны), обозначали нечто противоположное тому, что они говорили. Другие слова, напротив, демонстрировали откровенное и презрительное понимание подлинной природы строя, например, «нарпит», означавший низкосортные развлечения и лживые новости, которые партия скармливала массам. Были и двусмысленные слова — с «хорошим» оттенком, когда их применяли к партии, и с «плохим», когда их применяли к врагам. Кроме того, существовало множество слов, которые на первый взгляд казались просто сокращениями, — идеологическую окраску им придавало не значение, а их структура.
    Настолько, насколько позволяла человеческая изобретательность, все, что имело или могло иметь политический смысл, было сведено в словарь «B». Названия всех организаций, групп, доктрин, стран, институтов, общественных зданий кроились по привычной схеме: одно удобопроизносимое слово с наименьшим числом слогов, позволяющих понять его происхождение. В министерстве правды отдел документации, где работал Уинстон Смит, назывался доко, отдел литературы — лито, отдел телепрограмм — телео и т. д. Делалось это не только для экономии времени. Слова-цепни(12) стали одной из характерных особенностей политического языка еще в первой четверти XX века; особенная тяга к таким сокращениям, была отмечена в тоталитарных странах и тоталитарных организациях. Примерами могут служить такие слова, как «наци», «гестапо», «коминтерн», «агитпроп». Сначала к этому методу прибегали, так сказать, инстинктивно, в новоязе же он практиковался с осознанной целью. Стало ясно, что, сократив таким образом имя, ты сузил и незаметно изменил его смысл, ибо отрезал большинство вызываемых им ассоциаций. Слова «Коммунистический Интернационал» приводят на ум сложную картину: всемирное человеческое братство, красные флаги, баррикады, Карл Маркс, Парижская коммуна. Слово же «Коминтерн» напоминает всего лишь о крепко спаянной организации и жесткой системе доктрин. Оно относится к предмету столь же легко узнаваемому(13) и столь же ограниченному в своем назначении, как стол или стул. «Коминтерн» — это слово, которое можно произнести, почти не размышляя, в то время как «Коммунистический Интернационал» заставляет пусть на миг, но задуматься. Подобным же образом «миниправ» вызывает гораздо меньше ассоциаций (и их легче предусмотреть), чем «министерство правды». Этим объяснялось не только стремление сокращать все, что можно, но и на первый взгляд преувеличенная забота о том, чтобы слово легко было выговорить.
    Благозвучие перевешивало все остальные соображения, кроме ясности смысла. Когда надо было, регулярность грамматики неизменно приносилась ему в жертву. И справедливо — ибо для политических целей прежде всего требовались четкие стриженые слова, которые имели ясный смысл, произносились быстро и рождали минимальное количество отзвуков в сознании слушателя. А от того, что все они были скроены на один лад, слова «B» только прибавляли в весе. Многие из них — ангсоц, злосекс, радлаг, нарпит, старомысл, мыслепол (полиция мыслей) — были двух- и трехсложными, причем ударения падали и на первый и на последний слог. Они побуждали человека тараторить, речь его становилась отрывистой и монотонной. Это как раз и требовалось. Задача состояла в том, чтобы сделать речь — в особенности такую, которая касалась идеологических тем, — по возможности независимой от сознания. В повседневной жизни, разумеется, необходимо — по крайней мере иногда необходимо — подумать, перед тем как заговоришь; партиец же, которому предстояло высказаться по политическому или этическому вопросу, должен был выпускать правильные суждения автоматически, как выпускает очередь пулемет. Обучением он подготовлен к этому, новояз — его орудие — предохранит его от ошибок, фактура слов с их жестким звучанием и преднамеренным уродством, отвечающим духу ангсоца, еще больше облегчит ему дело.
    Облегчалось оно еще и тем, что выбор слов был крайне скудный. По сравнению с нашим языком лексикон новояза был ничтожен, и все время изобретались новые способы его сокращения. От других языков новояз отличался тем, что словарь его с каждым годом не увеличивался, а уменьшался. Каждое сокращение было успехом, ибо чем меньше выбор слов, тем меньше искушение задуматься. Предполагалось, что в конце концов членораздельная речь будет рождаться непосредственно в гортани, без участия высших нервных центров. На эту цель прямо указывало новоязовское слово «речекряк», то есть «крякающий по-утиному». Как и некоторые другие слова В, «речекряк» имел двойственное значение. Если крякали в ортодоксальном смысле, это слово было не чем иным, как похвалой, и, когда «Таймс» писала об одном из партийных ораторов: «идейно крепкий речекряк», — это был весьма теплый и лестный отзыв.

    Словарь «C» был вспомогательным и состоял исключительно из научных и технических терминов. Они напоминали сегодняшние термины, строились на тех же корнях, но, как и в остальных случаях, были определены строже и очищены от нежелательных значений. Они подчинялись тем же грамматическим правилам, что и остальные слова. Лишь немногие из них имели хождение в бытовой речи и в политической речи. Любое нужное слово научный или инженерный работник мог найти в особом списке, куда были включены слова, встречающиеся в других списках. Слов, общих для всех списков, было очень мало, а таких, которые обозначали бы науку как область сознания и метод мышления независимо от конкретного ее раздела, не существовало вовсе. Не было и самого слова «наука»: все допустимые его значения вполне покрывало слово «ангсоц».
    Из вышесказанного явствует, что выразить неортодоксальное мнение сколько-нибудь общего порядка новояз практически не позволял. Еретическое высказывание, разумеется, было возможно — но лишь самое примитивное, в таком, примерно, роде, как богохульство. Можно было, например, сказать: «Старший Брат плохой». Но это высказывание, очевидно нелепое для ортодокса, нельзя было подтвердить никакими доводами, ибо отсутствовали нужные слова. Идеи, враждебные ангсоцу, могли посетить сознание лишь в смутном, бессловесном виде, и обозначить их можно было не по отдельности, а только общим термином, разные ереси свалив в одну кучу и заклеймив совокупно. В сущности, использовать новояз для неортодоксальных целей можно было не иначе, как с помощью преступного перевода некоторых слов обратно на старояз. Например, новояз позволял сказать: «Все люди равны», — но лишь в том смысле, в каком старояз позволял сказать: «Все люди рыжие». Фраза не содержала грамматических ошибок, но утверждала явную неправду, а именно что все люди равны по росту, весу и силе. Понятие гражданского равенства больше не существовало, и это второе значение слова «равный», разумеется, отмерло. В 1984 году, когда старояз еще был обычным средством общения, теоретически существовала опасность того, что, употребляя новоязовские слова, человек может вспомнить их первоначальные значения. На практике любому воспитанному в двоемыслии избежать этого было нетрудно, а через поколение-другое должна была исчезнуть даже возможность такой ошибки. Человеку, с рождения не знавшему другого языка, кроме новояза, в голову не могло прийти, — что «равенство» когда-то имело второй смысл — «гражданское равенство», а свобода когда-то означала «свободу мысли», точно так же как человек, в жизни своей не слыхавший о шахматах, не подозревал бы о другом значении слов «слон» и «конь». Он был бы не в силах совершить многие преступления и ошибки — просто потому, что они безымянны, а следовательно, немыслимы. Ожидалось, что со временем отличительные особенности новояза будут проявляться все отчетливей и отчетливей — все меньше и меньше будет оставаться слов, все уже и уже становиться их значение, все меньше и меньше будет возможностей употребить их не должным образом.

  24. #204
    Не, то не новояз. Это ж не создается искусственно, просто действительно раз услуга - значит обслуга, во-первых, а во-вторых, стиральную машину ведь называют "стиралкой" и стирательную резинку - "стёркой". Стремление к сокращению слов в повседневной речи неискоренимо, это нормальный процесс в языке - любом. Просто когда этот процесс охватывает уже и людей, то как-то грустно. Все же человек - не стиралка.

  25. #205
    Цитата Сообщение от vusyc Посмотреть сообщение
    Не, то не новояз. Это ж не создается искусственно, просто действительно раз услуга - значит обслуга, во-первых, а во-вторых, стиральную машину ведь называют "стиралкой" и стирательную резинку - "стёркой". Стремление к сокращению слов в повседневной речи неискоренимо, это нормальный процесс в языке - любом. Просто когда этот процесс охватывает уже и людей, то как-то грустно. Все же человек - не стиралка.
    У нас в школе назвавший ластик стеркой помнится получал замечание на любом уроке
    Это не сокращение это сленг

  26. #206
    Цитата Сообщение от Гретхен Посмотреть сообщение
    У нас в школе назвавший ластик стеркой помнится получал замечание на любом уроке
    Это не сокращение это сленг
    А у нас всегда именно "стерка" называлось. И слово "ластик" я уже, кажется, в институте услышала и долго переучивалась.))

  27. #207
    Цитата Сообщение от vusyc Посмотреть сообщение
    Не, то не новояз. Это ж не создается искусственно, просто действительно раз услуга - значит обслуга, во-первых, а во-вторых, стиральную машину ведь называют "стиралкой" и стирательную резинку - "стёркой". Стремление к сокращению слов в повседневной речи неискоренимо, это нормальный процесс в языке - любом. Просто когда этот процесс охватывает уже и людей, то как-то грустно. Все же человек - не стиралка.
    И воспетка не сокращенно а уничитижительно
    ПС У сына воспитательницу как сейчас помню называли всегда Тетя Маша) Ну нисколько не длинно))

  28. #208
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Цитата Сообщение от Гретхен Посмотреть сообщение
    У нас в школе назвавший ластик стеркой помнится получал замечание на любом уроке
    Это не сокращение это сленг
    Стерки даже не слышала. Только ластик. Хорошее название.
    А еше промокашка. Тут понятно, что говорить-промокательная бумага никто не станет.

  29. #209
    Цитата Сообщение от Ольга Посмотреть сообщение
    А у нас всегда именно "стерка" называлось. И слово "ластик" я уже, кажется, в институте услышала и долго переучивалась.))
    Москва
    Среднее Поволжье вообще чистотой языка не отличается чистый язык это либо север, либо Урал

    --- Добавлено ---

    Цитата Сообщение от Kreslava Посмотреть сообщение
    Стерки даже не слышала. Только ластик. Хорошее название.
    А еше промокашка. Тут понятно, что говорить-промокательная бумага никто не станет.
    Промокашка - оно не сокращение) Вполне слово из словаря, мультиков опять же)

  30. #210
    У нас в школе назвавший ластик стеркой помнится получал замечание на любом уроке
    Это не сокращение это сленг
    Сленг - это учителя обозвать "тича" от teacher или урок русского языка - "рашн". Отличительная особенность сленга - использование иноязычных слов и производных от них, либо использование слов родного языка в ином значении. Так что суровая у вас была школа, что тот Челябинск =)))) "Стёрка" - чистое сокращение: общий корень с исходным словом и характерная для сокращений оконцовка: -ка.

Страница 7 из 9 ПерваяПервая ... 456789 ПоследняяПоследняя

Похожие темы

  1. Проблемы в семье. Боюсь остаться без мужа с ребенком на руках.
    от ирина242012 в разделе Муж и жена. Проблемы семьи
    Ответов: 53
    Последнее сообщение: 17.10.2017, 23:01
  2. Не можем справиться с собственным ребенком.
    от Геля в разделе Дети и Родители. Детская психология
    Ответов: 43
    Последнее сообщение: 24.06.2014, 10:25
  3. Тема смерти в общении с ребенком
    от Adorable в разделе Дети и Родители. Детская психология
    Ответов: 72
    Последнее сообщение: 10.04.2012, 21:44
  4. Отношения с БМ. Как это отразится на отношения с ребенком.
    от Кароль в разделе Консультации по другим тематикам
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 31.12.2011, 17:29
  5. Гражданский брак с ребенком от первого брака.
    от irina в разделе Консультации по другим тематикам
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 18.10.2011, 18:32
© Все права защищены. vezha.com, 2008-2018 - семейный психолог консультация бесплатно | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search