Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 30 из 57
Тема:

"Ирония судьбы" - ода инфантилизму

  1. #1
    Спящий Аватар для Лемодор
    Регистрация
    20.07.2009
    Откуда
    Рига
    Сообщений
    7 391
    Записей в дневнике
    79

    "Ирония судьбы" - ода инфантилизму

    Набрел тут вот на такое.
    Ниже копипаст отсюда http://lito.ru/text/65570
    _______________________________________________________

    Что еще характерно для зрителей, востребующих (любящих) именно такой фильм.
    Что именно притягивает их в «Иронии судьбы». Какие глубинные фантазии? Отклики каких травм?
    Художественных достоинств двух фильмов касаться не будем, тем более что у первого и второго они трудно сопоставимы. Сосредоточимся на характерах и ситуациях, резонирующих с общей ситуацией и ментальностью «позднего совка».
    Главные герои одиноки и живут с матерями, хотя им уже далеко за тридцать. Весьма характерная ситуация российского материнско-детского симбиоза. Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью. Уже долгие годы живет он с мамой, но обретенный рай явно ущербен. Сексуальность героя, в силу инцестуозных запретов, естественно, подавлена. Снижение внутреннего напряжения происходит стандартнейшим российским способом – пьянкой. Однополая – гомоэротическая компания, в которой герой годами безуспешно отмывается, убедительно показывает его принципиальную неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям. Проще говоря, женщина для Жени – источник сильнейшей тревоги. Но мама требует жениться, одобрила кандидатуру, все приготовила для праздничного соития. Показательно, что Женя в бане сообщает собутыльникам, что он сегодня женится. О ЗАГСе, конечно, речь не идет. Женитьбой Лукашин высокопарно называет намечающийся трах. Уложиться придется до прихода мамы. Невероятно торжественная задача для мужика на четвертом десятке. Но тут начинает действовать классический, знакомый каждому аналитику, механизм сопротивления. Нет нужды здесь подробно описывать, сколь изобретательно этот бессознательный механизм эксплуатирует всевозможные случайности и совпадения, более того, создает их. Известно: там, где встречается наворот случайностей, ищи сопротивление персонажа.
    Наш персонаж Лукашин, стремительно напиваясь, перекладывает решение на собутыльников, а компания полуголых мужиков резонно решает, что жениться Жене сегодня не надо.
    Исходное совпадение – тождество адресов, дверных замков и схожесть интерьеров жилища на поверхности объясняется запредельной стандартизацией советской жизни.
    Но, если рассматривать совпадение как проявление бессознательного, то какие же фантазии воплотились столь радикально?
    Заметим, что похмелье есть не побочный продукт «русского веселия», а главный эмоциональный итог, цель пития. Это возврат в столь родное для россиян состояние отверженности и униженности, в котором невыносимая тревога тотального сиротства переливается во вполне выносимый «бодун».
    И вот, через похмелье реализуется бессознательная, но актуальная фантазия Жени Лукашина: Квартира – стандартная, то есть, обиталище нашего героя вполне устраивает, ведь в симбиозе и должно быть тесно. Только вместо старой матери – молодая, красивая и вполне беззащитная.
    На обнаружившегося Ипполита у Жени мгновенно срабатывает характерный «ложноэдипов» рефлекс. Не прошедшие подлинного эдипова конфликта инфанты пребывают в иллюзии своего всемогущества и заранее обеспеченной победы. Ее обеспечивает позиция матери, «посвятившей» себя сыну.
    Лукашин, опираясь на свой параэдипальный опыт, сигнализирует Наде: я такой беспомощный, со мной нельзя обращаться жестоко. Я – несчастное дитя. И Надя, точно реагируя на инфантильный посыл Лукашина, тормозит агрессию Ипполита. Тем более, что его агрессия и без того заторможена.
    Физически изгнав Ипполита, Лукашин продолжает магически-символическую борьбу за уничтожение его портрета. Этот бытовой вудуизм, характеризует подлинный ментальный уровень любимого героя.
    Материал фильма не дает прямых указаний, но распространенный в России материнско-детский симбиоз подсказывает, что отцовскую инициацию Женя Лукашин не прошел. Не столь уж важно, знал Женя своего отца, или нет, ушел тот от матери, или она его выгнала, умер он, геройски погиб, или где-то живет в безвестности, – в актуальном настоящем Жени Лукашина нет следов сильного Отца.
    Вот это очень русский тип: мамин сын. Эти дети не амбициозны. Объясняется это вовсе не скромностью, интеллигентностью, или там, внутренней гармонией. Просто у них в отсутствие конкуренции с отцом не сформировался мотивационный механизм. Им уже нечего желать: мать получена в безраздельную собственность, и творчество всякое, карьера, даже деньги им не очень нужны. Более того, деньги они на словах презирают, а в глубине души просто боятся.
    Если даже они приобретают квалифицированную профессию – вроде врача или преподавателя, успеха в ней не достигают. Приемы социальной адаптации у них, так или иначе, связаны с педалированием своей убогости. Они очень снисходительны к себе, и подлость их – вроде как не подлость, и ложь – не ложь, и присвоение чужого обосновывается легко: им нужнее. Они очень агрессивны в отношении мужчин матери, - потенциальных отчимов. Но в большом социуме они неизбежно сталкиваются с инициированными мужчинами, с настоящими отцами и терпят поражения. В связи с этим органично развиваются такие черты как завистливость и мстительность.
    Все перечисленные качества легко обнаруживаются у всенародно любимого Жени Лукашина. Характерна даже фраза, которой он пытается разрешить конфликт, вызванный своим появлением: «Я вам сейчас все объясню!» Фраза высокомерного самодовольного и толстокожего персонажа. Ведь ее прямой подтекст таков: «Вы все тупые, ни черта не понимаете, а я – понимаю правильно, поэтому заткнитесь и слушайте меня». В острых ситуациях она способна только провоцировать агрессию. Чуткий человек, даже не знакомый с теорией и техникой поведения в конфликтных ситуациях, будет исходить из реального состояния другого.
    Итак, с бодуна – своя хата, подходящая баба, которая внешне строга и даже слегка поколачивает невменяемого сыночка, чем сразу актуализирует его «укоренение». Удобно.
    Реакция Нади так же тривиальна: новоявленное дитя обречено стать дороже слабой нерешительной отцовской фигуры Ипполита.
    Все это Ипполит потом выложит главным героям, когда сам сорвется в состояние опьянения от своей нелюбимости. Скажет правду, которая несколько дезавуирует себя способом изложения и маркируется тоже как пьяное чудачество. Зачем эта правда, когда тут цветут такие романтические фантазии! Огромная зрительская масса голосует за чистую романтику!
    Физическое столкновение соперников смешно. Судя по габаритам и состоянию, Ипполит должен был просто выбросить Лукашина из квартиры, тут бы и фильму и мифу конец. Не сомневаюсь, что из очереди за пивом он бы легко его вытолкал.
    Но Ипполит - не отец, он правильный старший брат с массой запретов. Он стремится заслужить любовь женщины, или матери, или общества – все равно, - правильными поступками. Его естественная агрессия давно парализована на корню шантажирующей матерью. А Женя – единственный сын, свободно берущий свое, и не только. В нем - неотразимое для русских матерей сочетание наглости и жалкости. Поэтому большой, разумный Ипполит вязнет в сетях материнского запрета на проявление агрессии, и закономерно изгоняется на мороз.
    Показательна двойственность поведения Нади. Она одновременно пытается уйти под защиту Ипполита, демонстративно прижимается к нему, заслоняется им, поддразнивая Лукашина, но тут же кастрирует своего защитника, категорически запрещая любую агрессию. Проще говоря, милая Надя демонстрирует классическое шизофреногенное поведение по отношению к Ипполиту, а по отношению к Лукашину – соблазняющее.
    Тактика выгодная: Ипполита всегда можно упрекнуть: ты не смог достойно защитить меня! А Лукашина можно поддразнить: ты был недостаточно настойчив (решителен, смел) И то правда, вся решительность Лукашина сводится к истерическим эскападам – выбрасыванию портрета, разрыванию билетов, и тому подобному геройству.
    Потом вдруг Надя берет на себя объяснение Ипполиту явление Лукашина. При этом она отчаянно суетится, обнаруживая все признаки вины. Откуда бы взяться этой вине, если не было сопровождающей фантазии, скажем о принце-избавителе в семейных трусах? Тягостные, вязкие отношения с Ипполитом сложились ведь таковыми не только по его вине. Вспомним некоторые свойства сопротивления, и явление Лукашина в квартире Нади перестанет казаться абсолютной случайностью. Это просто вариация на тему выбора недоступного объекта. Тогда, заметим, и быстрый развод Жени и Нади, заявленный в продолжении и так расстроивший многих зрителей, становится самым логичным вариантом.
    Одиночеству Нади фанаты фильма сострадают особенно глубоко, ведь она такая типичная жертва «отсутствия настоящих мужчин»! Ирония судьбы, собственно в том и состоит, что в качестве вымечтанного принца она (судьба) опять подкладывает героине негодный объект. Так и бывает, если человек не предпринимает внутренних усилий для развития, а ждет внешних изменений жизненной ситуации.
    Инфантильность Нади не так заметна, как лукашинская, в силу нарциссической окукленности героини. Она жестко «держит фасад», сама на себя любуется, копит обиды и лжет, как дышит. Ну, вот зачем ей представлять Лукашина в качестве Ипполита? Страшно признать перед своей гомоэротической компанией свою несостоятельность? То есть лжет она, в основном, самой себе. И благоприятный вариант жизненного сценария для нее маловероятен.
    Закономерно появляется мать Нади и выдавливает, наконец, Лукашина.
    Ну, тут неизбежен у зрителей всплеск сепарационной тревоги почти смертельной силы. И мучительно хочется, чтобы у этих непутевых героев что-то «срослось». Хеппи нью еа и энд в одном флаконе.
    Зрительским инфантильным фантазиям была дана свобода на треть века.

  2. #2
    Консультант Аватар для Лия Принцесса
    Регистрация
    26.12.2009
    Откуда
    Ростов-на-Дону
    Сообщений
    19 082
    Записей в дневнике
    13
    Класс!

  3. #3
    Спящий Аватар для Лемодор
    Регистрация
    20.07.2009
    Откуда
    Рига
    Сообщений
    7 391
    Записей в дневнике
    79
    Там еще продолжение есть, по ссылке, о второй части.
    Но я вторую часть не видел, поэтому не очень в теме ))

  4. #4
    Лем, спасибище. Классный и практически
    исчерпывающий анализ.

  5. #5
    Спасибо за статью, ув. Лемодор) Невероятно интересный анализ!

  6. #6
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Миш, здорово! Спасибо)

    Со всем согласна, но фильм не люблю уже давно. И не смотрю, соответственно)

  7. #7
    Спасибо! Повод посмотреть вторую часть ))

    Ого, как время летит... вроде вот-вот недавно была эта шумиха со второй частью - а 2007 год
    Последний раз редактировалось Contradictio; 27.05.2013 в 19:56.

  8. #8
    Консультант Аватар для Лия Принцесса
    Регистрация
    26.12.2009
    Откуда
    Ростов-на-Дону
    Сообщений
    19 082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от Contradictio Посмотреть сообщение
    Спасибо! Повод посмотреть вторую часть ))
    А мне как раз перехотелось

  9. #9
    Консультант Аватар для Лия Принцесса
    Регистрация
    26.12.2009
    Откуда
    Ростов-на-Дону
    Сообщений
    19 082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от Джубал Посмотреть сообщение
    Лем, спасибище. Классный и практически
    исчерпывающий анализ.
    Почему практически? мне казалось, все затронули.

  10. #10
    Цитата Сообщение от Лия Принцесса Посмотреть сообщение
    А мне как раз перехотелось
    Не интересно соотнести разбор и фильм?

  11. #11
    Консультант Аватар для Лия Принцесса
    Регистрация
    26.12.2009
    Откуда
    Ростов-на-Дону
    Сообщений
    19 082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от Contradictio Посмотреть сообщение
    Не интересно соотнести разбор и фильм?
    Нет фильм не очень хороший, а разбор и так видно, что соответствует.

  12. #12
    Цитата Сообщение от Лия Принцесса Посмотреть сообщение
    Нет фильм не очень хороший, а разбор и так видно, что соответствует.
    Я вот начал смотреть... похоже что видел таки, но где, когда и с кем - в упор не помню Вроде даже глючит, что на большом экране, но не помню вообще ))) Вот уж фильм...

    --- Добавлено ---

    Цитата Сообщение от Лия Принцесса Посмотреть сообщение
    фильм не очень хороший
    Ну так... не посмотрев, как мнение составить?

  13. #13
    Спящий Аватар для Лемодор
    Регистрация
    20.07.2009
    Откуда
    Рига
    Сообщений
    7 391
    Записей в дневнике
    79
    Я начинал, но что то не пошло.
    Видимо пришло время таки тоже глянуть. Вдумчиво, таксказать ))

  14. #14
    Цитата Сообщение от Лия Принцесса Посмотреть сообщение
    Почему практически? мне казалось, все затронули.
    Не затронута бездетность ВСЕХ главных
    персонажей, Лийюшка.

    Даже у Автора статьи, похоже, неплохо-
    го аналитика - оказался непроработан -
    невроз малодетности (((( И, соответст-
    венно из анализа вытеснен серьёзный
    момент.
    Последний раз редактировалось Джубал; 27.05.2013 в 20:29.

  15. #15
    Консультант Аватар для Лия Принцесса
    Регистрация
    26.12.2009
    Откуда
    Ростов-на-Дону
    Сообщений
    19 082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от Contradictio Посмотреть сообщение

    Ну так... не посмотрев, как мнение составить?
    Для этого отзывы существуют, как общеизвестные, так и тех людей , мнению которых доверяю.
    Вспомнила, между делом по тв смотрела. Мнение подтвердилось

  16. #16
    Консультант Аватар для Чуда
    Регистрация
    28.07.2008
    Сообщений
    7 135
    Записей в дневнике
    8
    ...И не исключено, что фильм второй - «про детей» по отношению к фильму первому - «про родителей» может сыграть свою «эдипову» роль, то есть убить его. Первая ирония – фальшивая сказка - имела право на существование именно в силу своей недосказанности. Вторая порция «иронии» все досказала в самом унылом виде и едкий сарказм, образовавшийся при сложении двух ироний, лишает зрителя веры в волшебное продолжение новогодней сказки. Может быть, пора взрослеть? (с)

    Лем, спасибо за ссылку. Давно пора было поставить на этом точку.

  17. #17
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Лем - спасибо Прочитала с удовольствием)
    Цитата Сообщение от Джубал Посмотреть сообщение
    Не затронута бездетность ВСЕХ главных
    персонажей, Лийюшка.
    Да, тема детей там не затрагивается никак. Хотя в фильме это, мне кажется, специально подчеркивается - тем что дети там не упоминаются вообще (что в нормальной жизни нереально).

    Прикольно - это третий психологический анализ "Иронии", попавший ко мне за прошедшую неделю.
    К чему бы?))))))

  18. #18
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Contradictio Посмотреть сообщение
    Не интересно соотнести разбор и фильм?
    А фильм ничего кроме обострения склонности к анализу не вызывает) Ибо история второй части настолько нереальна, что невольно возникает мысль - а что режиссер хотел этим сказать.
    Первое, что начали делать не сговариваясь мои дети - это считать эпизоды с про́дакт пле́йсмент (но быстро сбились).
    Кстати, и первое, и второе показано очень топорно...
    Или нарочито топорно....

  19. #19
    Да, тема детей там не затрагивается никак. Хотя в фильме это, мне кажется, специально подчеркивается - тем что дети там не упоминаются вообще (что в нормальной жизни нереально).
    Что занятно, во ВСЕХ культовых фильмах эпохи
    "развитого социализма" дети главных героев -
    либо отсутствуют, либо не имеются в наличии,
    Наташк.

    То есть СЕМЬЯ, полная семья как таковая - по
    сути, исчезла из массового сознания.
    Последний раз редактировалось Джубал; 28.05.2013 в 00:38.

  20. #20
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Джубал Посмотреть сообщение
    Что занятно, во ВСЕХ культовых фильмах эпохи
    "развитого социализма" дети главных героев -
    либо отсутствуют, либо не имеются в наличии,
    Наташк.
    Но они хотя бы в этих фильмах существуют в природе, пусть в эпизодах) В "Иронии" их просто нет.)))))

    То есть СЕМЬЯ, полная семья как таковая по
    сути, исчезла из массового сознания.
    Ага)
    А почему так?

    Сейчас наоборот вроде как, образ семьи с двумя-тремя детками - самый распространенный в рекламе.

  21. #21
    Сейчас наоборот вроде как, образ семьи с двумя-тремя детками - самый распространенный в рекламе.
    В рекламе, Наташ. Оттого и многая реклама
    проваливается, не находя своей целевой ((

  22. #22
    Участник
    Регистрация
    19.01.2013
    Откуда
    Ситцевый край
    Сообщений
    6 840
    Вот интересно, мне никогда не нравился этот фильм. Я даже ни разу не смотрела его от начала до конца за один раз. Т.е. то кусок начала, то кусок середины и т.д. То есть в общем имею представление о сюжете и персонажах. Но и в детстве и во взрослом возрасте вся их возня казалась мне именно что какой-то... детской и неправильной. И если в детстве я не понимала, как взрослые дяди тети могут так себя вести, то посмотрев кусок фильма во взрослом состоянии я выключила его со словами "ересь какая-то". Как щас помню.))

  23. #23
    Цитата Сообщение от Птичка Тари Посмотреть сообщение
    Но они хотя бы в этих фильмах существуют в природе, пусть в эпизодах) В "Иронии" их просто нет.)))))
    Зато там на лестничной площадке стояла детская коляска. Я ещё удивлялась, детей вроде у персонажей нет, а коляска что на площадке возле квартиры делает?

  24. #24
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Lemming Посмотреть сообщение
    Зато там на лестничной площадке стояла детская коляска. Я ещё удивлялась, детей вроде у персонажей нет, а коляска что на площадке возле квартиры делает?
    кстати, да.

  25. #25
    Спящий Аватар для Лемодор
    Регистрация
    20.07.2009
    Откуда
    Рига
    Сообщений
    7 391
    Записей в дневнике
    79
    Что-то про детей подумалось.
    Ведь никто из них не был в браке, так откуда дети то?
    У Жени была только одна кандидатура на роль жены, от которой он сбежал в Ленинград. Теперь вот Галя.
    У Нади до Ипполита не помню что там было, но брака не было.
    По советской морали и нравам тех лет - все ОК. Не было брака - нету и детей.
    Вот поженились Женечка с Наденькой - вот и дети появились, вот и вторая часть нарисовалась )))

  26. #26
    Консультант Аватар для Чуда
    Регистрация
    28.07.2008
    Сообщений
    7 135
    Записей в дневнике
    8
    Цитата Сообщение от Лемодор Посмотреть сообщение
    По советской морали и нравам тех лет - все ОК. Не было брака - нету и детей.
    )

    Бездетные холостые мужчины с 20 - до 50 - платили налог в СССР.
    Так что Женя и Ипполит - наверняка отдавали государству 6% от з/п, если зарабатывали и не имели проблем со здоровьем.

  27. #27
    Психотерапевт Аватар для Эрта
    Регистрация
    12.06.2011
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    9 010
    Записей в дневнике
    2
    Цитата Сообщение от Лемодор Посмотреть сообщение
    У Нади до Ипполита не помню что там было, но брака не было.
    Надя несколько лет была любовницей женатого мужчины.

    А в выходные и праздники я оставалась одна. С тех пор не люблю ни выходных, ни праздников (с) Надя

  28. #28
    Участник Аватар для Ежевика
    Регистрация
    10.11.2011
    Откуда
    Кимгим
    Сообщений
    1 684
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от Джубал Посмотреть сообщение
    Что занятно, во ВСЕХ культовых фильмах эпохи
    "развитого социализма" дети главных героев -
    либо отсутствуют, либо не имеются в наличии,
    Не всех. ) "У меня дети. У меня их двое: мальчик и… м-м… де… тоже мальчик. Два мальчика»". (с)
    "Служебный роман". ))
    А потом, кстати, у героев появился третий мальчик. ))

  29. #29
    Цитата Сообщение от Ежевика Посмотреть сообщение
    Не всех. ) "У меня дети. У меня их двое: мальчик и… м-м… де… тоже мальчик. Два мальчика»". (с)
    "Служебный роман". ))
    А потом, кстати, у героев появился третий мальчик. ))
    Но в фильме-то их нет, ув. Ежевика.

    Пусть бы в эпизодах. А ведь любой
    мерикосный режиссёр треть фильма
    отдал бы возне Новосельцева с дет-
    ками ))))

    Кстати, вводя и мягкую улыбку, и -
    раскрывая полнее образ самого ге-
    роя.

  30. #30
    Участник
    Регистрация
    20.05.2009
    Откуда
    собянинск
    Сообщений
    37 469
    Записей в дневнике
    93
    Зато в "Покровских Воротах" есть))

    *Играй, Яша, играй" (с)

    А уж в "Бриллиантовой руке" вообще образцовая советская семья.
    *Детям мороженое, бабе-цветы. И смотри, не перепутай.. Козлодоев*(с)

Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

Похожие темы

  1. Знаки Судьбы!
    от ninylka в разделе Любовь и Взаимоотношения
    Ответов: 48
    Последнее сообщение: 26.07.2014, 00:02
  2. Как свалиться от любимчика судьбы до ее глубокого запаса
    от Виктория Кэт в разделе Психология Личности
    Ответов: 40
    Последнее сообщение: 07.06.2012, 12:02
  3. Неудавшиеся судьбы. Нет друзей, работы, парня.
    от вилка в разделе Психология Личности
    Ответов: 10
    Последнее сообщение: 04.09.2011, 14:18
© Все права защищены. vezha.com, 2008-2018 - нравственное воспитание детей | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search