Дядь Валер, вы бы проверяли свои "первоисточники", которыми так любите хвалиться, на ангажированность. Речь-то идёт о церковном пиаре, так чего удивляться, что церковники канонизированному персонажу приписали такие вот "подвиги", как "терпение" - добродетель опущенца?.. Они, вон, и язычника (!) Владимира, прозванного ими Крестителем, умудрились записать в христиане, придумав ему "подвиг" в виде отсиживания под мостом, от чего современные язычники плюются. А противопоставили ему христианина (!) Святослава Игоревича, которого принесли в жертву на острове Хортица посреди Днепра, где было языческое капище. "Всё обломалось в доме Смешанских" (с)
И довесок - прикол на тему "Сказания о Мамаевом побоище":
Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе "Задонщины" в начале XVI в. появился прозаический литературный текст "Сказание о Мамаевом побоище". Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.
С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: "...Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители... Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу - смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!.."
Известно, что в своем труде Карамзин фактически пересказывал содержание Синодальной 365-й и Никоновской летописей, где-то литературно закругляя, а где-то заостряя сюжетную линию. Если заглянуть в указанную Синодальную летопись, которая, кстати, была написана довольно поздно, в середине XVI в., то легко обнаружить, что статья под 1380 г. в ней заменена вышеуказанным "Сказанием о Мамаевом побоище". Каковое и процитировал Карамзин.
http://vasily-sergeev.livejournal.com/2234640.html
Ну, других источников достоверных о том
периоде, кроме церковных, ув. Вортекс -
попросту НЕТ.
Не будучи ж проф. историком - держусь
точки зрения принятой сообществом проф.
историков.
По лайф-джорналам - не шастую. Мне как-то
академические издания ближе )
Вы мне ещё Фоменко подсуньте, ув. Вортекс ))
А противопоставили ему христианина (!) Святослава Игоревича, которого принесли в жертву на острове Хортица посреди Днепра, где было языческое капище.
Князь Святослав никогда не был христианином ни разу.
Он всю жизнь воевал, Русь чистил от всякой нечисти. Воин.
Это маменька его все на Константинополь посматривала.
Вспомнилось, как в 8 классе я по наивности ввергла в когнитивный диссонанс историчку простейшим вопросом: "Почему в войне 1812 года французская армия воевала под предводительством Наполеона, а русская - под предводительством .... Кутузова?"
Она даже не сразу сообразила, что я имела в виду))))
Что не отменяет необходимости проверки оных источников на ангажированность.
"На заборе *** написано, а там дрова лежат." (с) анекдот.
"Общепринятое" же мнение - вовсе необязательно "единственно верное". Авторитет - не истина в последней инстанции, знаете ли, ибо науки на этом фундаменте никак не построить - только религию.
Взялись критиковать - начинайте с источников. "Из говна мечи не куют." (с) русская пословица.
К тому же, историческая наука тоже не стоит на месте.
Русский Медвед махровой русофобии!
"Сегодня в правом углу ринга - супервизор Портала, подполковник ГРУ, военврач, психиатр Валерий Данилов, во всемирной электронной сети известный как Джубал. В левом углу ринга - малоизвестный как в Сети, так и в реале, системный администратор, русский имперский националист, "грузовик с прицепом" и "чугунное ядро" Fiery Vortex (Огненный Вихрь). Оружием поединка выбрана история России-Руси и коллективное бессознательное Русской нации."
"Я выбираю орфографию. Вы убиты!" (с) Марсель Пруст.
Историческая справка: первым титул "царь" принял на себя Великий Князь всея Руси Иоанн Васильевич, за жёсткость внешней и, особенно, внутренней политики прозванный Грозным. Тот самый, что разбил и включил в состав территории своего государства обломки некогда сильного врага - Казанское и Астраханское ханства; долгое время отбивал набеги Крымского ханства; провёл военную реформу, включив казаков в систему обороны территории страны в качестве пограничных поселенцев-ополченцев и снабжая их оружием и амуницией согласно заявленной численности военнообязанного населения; затеял войну с Ливонией, оттяпавшей и нагнувшей под себя добрую половину русских земель; воевал со шведами, отбивая Кемь, служившую "дорогой жизни" в Мурманск - самый западный (и чуть ли не единственный) на тот исторический момент морской порт, через который шла морская торговля с Европой.
То есть, вёл на тот момент самую настоящую экспансивную имперскую политику, под которую требовалось подвести имперскую же идеологическую базу. Соответственно, была разработана идеологическая концепция "Москва - Третий Рим", и титул "царь" был взят как производное от семейного имени римского императора Цезарь, что и намекало на преемственность московских правителей Руси от римских императоров. А практический смысл титула "царь" состоял в том, чтобы уравнять статус правителя Руси со статусами европейских монархов: европейские дипломаты переводили титул "Великий Князь" как "герцог". То есть, смысл затеи был отчасти в том, чтобы в глазах европейских монархов правитель Руси выглядел не как феодал ниже их уровнем, а как равный, с которым и говорить приходится на равных.
Примерно тем же занимался в своё время и первый русский император Пётр Алексеевич Романов.
"А теперь внимание - вопрос на миллион!.." (с) Как я, русский с имперским менталитетом, должен относиться к офицеру, который давал присягу фактически уничтоженному государству, гражданином коего я родился, но не погиб при этом в последнем бою в защиту целостности этого государства, а умотал на пмж в страну, цивилизационно чуждую моей, отношение руководства которой к моей стране является сомнительным (отчасти в силу двойственности положения нынешних временщиков), и оттуда поддерживает ордынских шестёрок вроде незабвенного тверского князя Михаила Александровича?..
"Ай, Моська, знать, она сильна,
Что лает на слона!"
(с) Иван Андреевич Крылов
Угу-угу, ув. Вортекс. Но мы ж счас никак не об
Иоанне Великом. Но о св. бл. конязе Дмитрии,
прозванном Донским.
Об архетипической фигуре.
К чему ж подменять?
Тогда к чему подменять действительно архетипический образ - официальной церковной пропагандой?..) И если разбирать - то именно бытующие представления носителей идеи (концепт) и вычленять из него архетип (устойчиво повторяющиеся черты). Вот взять хотя бы такой пример деревенского "христианства":
сейчас я читаю целую книгу, посвященную этому вопросу: "Культ Велеса у древних славян" Успенского. Как нетрудно догадаться, автор считает, что в образе Николы отразился Велес. А в образе Ильи-громовержца - Перун.
Ясно, что прямая связь с языческими божествами - гипотеза, которую интересно развивать, но трудно доказать из-за отсутствия настоящих (не реконструированных) сведений о языческом пантеоне. Но в общем и целом образы "христианских святых" выглядят весьма любопытно, и это - уже не гипотеза, а факт. В книге приводится в пример огромное количество молитв, заговоров, икон, которые звучали и выглядели совершенно однозначно.
Илья-громовержец (в других вариантах - просто "бог на облаке") считался злым, карающим божеством. Николу же воспринимали как заступника, помощника в повседневных делах. В некоторых мифах он предстает хитрецом, обманывающим Илью или иные силы, дабы помочь людям.
http://tanya-again.livejournal.com/218314.html
ув. Вортекс, Вы что-либо кроме ЖЖ - можете
привести в качестве источников?
Уже несмешно )
"Официальная церковная пропаганда" и была
образующей силой Русского г-ва )
Или Вы и это оспорите?
Ну не было об ту пору другой идеологической
машины и средства информации.
Вы в курсе, по какому "учебнику" на Руси
до 17-го века изучали азбуку и чтение?
Выключите мозгоскоп, вам неоткуда знать, что я думаю о Каббале) Это, насколько мне известно, система, не имеющая прямого отношения к религиозному иудаизму как таковому, но культурно зависимая от среды еврейства и иудаизма. И пихать её везде, где ни попадя, как любят делать эуропейские "мистики" - очень большая глупость.
Ничуть. Побочные темы - они на то и побочные, чтобы на них не циклиться и не забывать об основной.Не уводите в сторону разговор )