Хитрость - зверина, и стоит на интуиции,
это одно полушарие. Когнитивные потуги -
другое полушарие. Вопрос в схеме их
активности, ув. СерпомПо.
Когнитивная хитрость - уже не хитрость,
но элемент стратегии. И манипуляции.
Сознанной манипуляции.
Хитрость же нативна, зверина. И совсем
неотразимая - базируется на интуиции.
Спасибо!
Супер, муж принял эту схему -
в сущности, она объединяет все наши схемы,
плюс учитывает СГВДшность предполагаемую (награда каждый день).
А какую сумму вы получали - и за какой список обязанностей?
У нас весь блок учебы тоже, к сожалению, в минусе.
Не сформировалась мотивация ни из каких соображений.
Объединять работу и учебу в одном расчете сложно -
а как еще замотивировать учиться, непонятно.
Ну, сумма по тем временам Вам едва ли
что скажет, ув. Девочка. Проще предметно -
такая, что можно было купить себе за
месяц хорошую игрушку.
Или несколько игрушек похуже.
Ну, и когда-никогда вкусняшек прикупить.
Отмечу - мне просто так не покупали.
Дарили на ДР, на праздники - но остальное
только на свои.
По опыту нынешних США - это 150-200 гринов.
В месяц, разумеется. То есть - долларов 5-7 в день.
По РФ - попросту не ведаю.
А делал - всё, что просили. Прислуга за
всё ) Полы драил. Сортир. Резал для блюд
мясо, овощи, птицу. Рыбу чистил. Сам
простое готовил. Посуду мыл.
Вы ж знаете, сколько
по дому мелкой нудной работы?
Вот её и делал )
Помыкали мной, как хотели, сцуки такие..
И подчеркну - принцип вознаграждение
до сна -
он универсален. Для детской психики -
после сна уже "другая жизнь".
Последний раз редактировалось Джубал; 03.08.2012 в 11:52.
Ну, и отмечу - мой опыт отнюдь не эталон.
Не всем даже евреям быть хорошими
евреями. Что уж про прочих всяких разных
говорить )
То есть, всё это варьируется от семьи
к семье.
Важен лишь общий принцип - дитёнок
сколь возможно раньше должен усвоить
НА ПРАКТИКЕ - оба конца Денег.
И приятный, и тот, что изнурительным трудом -
добываются эти приятные бумажки и
монетки.
Уважаемый Джубал, загляните, пожалуйста в мою темку" Кошмар моего сына - стоматолог." Очень важно услышать ваше мнение, и особенно важно -совет.
Здравствуйте!
Почитала я тему. Было интересно, про зарабатывание и про конкуренцию с папой за любовь к маме. Про зарабатывание готова во многом согласиться. Действительно, дети не понимают про работу и ценность денег.
Однако смущает некоторый перекос (как мне кажется) в данной теме. Вопрос звучал, "Что делать если украл или взял нечаянно?" И основная гипотеза о том, что дети не знают ценности денег и не знают как они зарабатываются. Предполагается, что если узнают эту ценность, то брать их автоматически перестанут.
но на мой взгляд, покупательную способность денег дети быстро понимают, ка семи годам точно. И не факт, что знание о том, как они зарабатываются, убирает мотив "брать без спросу". И мне кажется основным барьером здесь будет знание "чужое - свое". Многие дети, которые понимают слово "это чужое, это брать нельзя", не воруют и не берут без спросу, за исключением редких опытов. Кроме того, воровство в таком возрасте (7 лет) то есть когда уже и ценность денег ребенок понимает и еще мало отвечает за себя (еще ребенок, в школу не ходит, на грани взросления, часто родители доигрывают с таким ребенком последнее, не желая чтобы он взрослел) - говорит о нечетких границах в семье. И еще вариант - когда дети через "брать" проявляют агрессию за что то совсем другое. Интересно было бы о месте этого ребенка в семье узнать, системе отношений к нему.
Что касается расплаты за каждый трудовой поступок... Не думаю, что это полезно всегда, так как должна формироваться еще и мотивация работы без ожидаемого подкрепления, или когда неизвестно, будет ли отдача и как скоро. То есть часть работы должна быть за деньги, а часть просто так, потому ты что то делаешь в семье.
Даже в семье?
Семья ведь - общая команда. Что там чужое???
Поэтому не катит это, увы.
А вот когда дети видят и знают, и на собсвтенной шкурке чувствуют, что значит ЗАРАБАТЫВАТЬ, то брать без спроса и тратить на ерунду просто не получается. Слишком дороги заработанные тобой деньги.
И что? семья это не всегда общая команда, в разных семьях разное устройство и спортивный термин здесь мало применим. по крайней мере я таких "спортивных команд "не видела (или редко). Те команды, что я видела, не внушали желания рекламировать их опыт.
и потом , я думаю, здесь наиболее частая ошибка - путать "Мое", "Его" и "Наше". То есть, то что это наше - не означает что деньги мои собственные и я их могу брать без спроса. Можно, конечно, аргументировать лозунгами, но я ссылаюсь на опыт. В тех семьях, где деньги зарабатываются и иногда довольно тяжело, и дети об этом знают, они также могут воровать ("брать") или в своей семье или в других. Более того, часто видела детей, которые воровали только у членов семьи, но не воровали у других детей в классе или посторонних людей. Все их случаи воровства были именно по отношению к членам семьи - близким или не очень. Люди, пришедшие в бизнес из семей с очень ограниченным доходом (и где много говорилось о ценности денег и трудности их добывания), часто легко относятся к возможности ""легкого изъятия денег"
у других - всяческими способами, часто незаконными.
Я еще раз подчеркиваю, что зарабатывать хорошо и полезно для развития детей! Но это лишь один аспект темы детского воровства. и в конце концов, просто вспомните себя и других детей! те кто не брали никогда чужие деньги и вещи, не всегда зарабатывали что либо своим трудом. А точнее сказать, большинство из них деньги никак не зарабатывали - они их просто получали в семье, просто так. Однако это никак не сподвигло их на воровство. Потому тема зарабатывания денег - вещь нужная для развития конкурентности, ответственности и правильного отношения к деньгам.
Но! тема детского воровства в большинстве происходящих случаев о другом! Я видела частые случаи воровства на ситуациях разводов, либо на сложных семейных ситуациях. при этом воровство начиналось на фоне такой ситуации и заканчивалось там, где ситуация решалась. Воровство часто бывает в семье с зависимыми отношениями. И здесь труд за деньги может быть полезным, но основной фактор -семейного слияния не решит.
и еще Вы в семье все делаете за деньги? Вас всегда платят за вымытый пол по тарифу? и учились в школе за плату за каждую оценку? Я видела семьи, где за учебу платили - ничего хорошего там не было. если плата как премия, подарок, поощрение - то да, это возможно. а если не буду учиться, пока не заплатите - глупо. и потом, те кто не учится потому что это трудно, как правило деньгами не мотивируются. им проще оценку подделать или списать.
Странно, что тема воровства как феномена "вычленяется" из семейной ситуации и проблем развития личности.
Вы невнимательно читали тему, ув. Вдонск.
Платить за учёбу - бред, и это говорилось.
Сдельная оплата - тож не лучший вариант.
Ну, а долбить моСК ребёнку до семи лет
абстракциями "моё", "наше", "чужое" - способны
только последователи чокнутой Гипы )
Есть то, чем ребёнок может распоряжаться,
а есть то, чем не может.
И есть деньги, которые надо заработать - как
средство перевода чего-то в своё распоряжение.
Выготского б пусть почитайте для начала..
Описанная модель чудесно работает в массе
американских и еврейских семей )
Отчего бы не взять её на вооружение даже
российским безграмотным психологиням?
Последний раз редактировалось Джубал; 25.08.2012 в 03:54.
Да, так проехаться по всем вокруг в небольшом сообщении - это прямо талант! Сразу ясно, что дураки все, кроме автора.
Если по существу, "Мое," "чужое" "границы"- это не абстракция, а опыт, который набирается постепенно и который тесно завязан на семейных отношениях, личностной организации родителей, разделении ролей и многом другом, .
Но наверно, нет смысла что то объяснять. так как автору важно провозгласить свое как единственно правильное.
И, кстати, для непосвященных, Гипа - это что?
Некая Гиппенрейтер, ув. Автор.
И.. Причём тут моё? Посоветовал же Вам -
начать с чтения работ Выготского.
Потом можно почитать Анохина, а на досуге
заняться нейропсихологией - там очень и
очень много наработок по развитию ГМ
ребёнка, включая и способности к абстракции.
Словом - читайте толстые противные книжки -
и однажды Вам откроется )
Йа на инете лекций не читаю. Даю только
резюме )
И коли чел, вроде Вас, несёт откровенную фигню -
указываю на то - и отсылаю к источникам.
Вот так всё просто. Устранение невежества -
дело самих невежд.
Последний раз редактировалось Джубал; 01.09.2012 в 15:34.
Дополнюсь, наверное. До шести лет - ребёнку
физически нечем абстрагировать. Ещё не
развиты достаточно префронтальные доли.
Оттого моё, чужое, наше - в лучшем случае
будет зазубрено. Без опыта и понимания.
То есть - воздействовать на поведение -
не сможет. А нам - надо формировать именно
поведение. А не манипулирование словами.
Оттого - до шести лет - проходят в терминах,
имеющих конкретную физическую реализацию.
Могу распоряжаться - могу унести с собою,
могу играть. Могу сломать. Могу подарить -
так далее.
Не могу распоряжаться - не имею на всё это
права, иначе потерплю конкретные лишения -
ещё говорят - наказание. Накажут.
И есть деньги - но снова НЕ как абстракция.
Не как слово или красивые бумажки и блескучие
монетки.
Но как результат тяжёлого труда, позволяющий
затем переводить нечто в своё распоряжение.
Коли в мире ребёнка до шести-семи лет -
нет денег - как конкретики - что дивиться,
что взрослый не знает ни цены, ни меры
в обращении с ними? Не умеет ни тратить,
ни зарабатывать? Что деньги - для него -
повисшая в воздухе абстракция, вроде -
твоё, моё, наше ))
Вот и весь секрет.
До шести лет - ребёнок конкретен, абстракции -
не в состоянии служить основой прогноза и -
"правильного" поведения. Нет ни опыта,
ни средства абстрагирования (развитых пре-
фронтальных долей), ни нейронных связей,
опирающих абстракцию на опыт.
Последний раз редактировалось Джубал; 01.09.2012 в 16:19.
Ребёнок - не человек, только маленького роста.
Строго говоря, это не человек вообще ) Коли
человеком называть взрослую особь.
Ребёнок - совершенно отличное от взрослого
существо. С другой психикой, восприятием.
Только оттого, что у него ДРУГОЙ мозг.
И физически, и функционально - другой.
Более-менее схож с человеком ребёнок становится
лет с семи. С началом латентного периода,
и со становлением префронталки да мозолистого
тела.
Последний раз редактировалось Джубал; 01.09.2012 в 16:36.
Ув. Джубал, с чего именно начать читать Выготсткого?
Рекомендуют по-разному, ув. Забава, однако
всегда советую начинать с двух работ -
1. Орудие и знак в развитии ребёнка
2. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
Некоторым эти работы меняют представление
о детской психологии нАпрочь )
Мне понравилась система с ежедневной оплатой труда ребенку за домашнюю работу. Загорелась было, но муж обрубил начинание на корню. Сказал, что категорически против и денежных расчетов в семье быть не может ни в каком виде( Надо сказать, что ни в моей, ни в его родительской семье действительно, такое не практиковалось. И, типа, выросли же, с деньгами нормально обращаемся( Убедить не удалось. И вот что толку читать умные книжки (или сайты))) одному из супругов, если второй считает все равно советы из них ерундой и препятствует воплощению на практике( *так, мысли вслух*
А кому-то уже пригодилось, ув. Маззи )
Не слова. Получил отзывы и в ЛС, и почтой,
и в скайпе.
Каждый берёт нужное и возможное ему.
Делай все люди всё "по правильному" -
мы бы давно жили в коммунизме Стругацких.
Вполне хорошая штука, доложу Вам. Да.
Хорошо, что пригодилась) Иногда сам не догадаешься - а тут такая классная подсказка)
Я думаю, разрешить ребенку иметь свои деньги и тем более помочь их заработать - это определенная степень доверия ребенку.
Помнится, сыну было года 4, когда он такой разговор завел: а сколько вы зарабатываете денег? А сколько в день? А сколько это будет кефиров? А пакетов молока?
А машинок Лего?
А киндер-сюрпризов?))))
Порадовался - что много киндеров получается))
Тогда отец рассказал ему, что помимо еды, бюдждет семьи тратится на много других важных вещей.
Нарисовал ему даже диаграмму круговую - какой кусок идет на оплату жилья, какой - плата за детсад, сколько тратится на проезд, откладывается на отпуск, на развлечения, на спорт, на одежду...))
Сыну очень такая конкретика тогда понравилась))))
А мне - вспомнился мультик про 38 попугаев)
Тоже ведь - перевод абстрактного в конкретное)
Тема супер! Поделюсь свежим опытом. Своему давала деньги, давно еще просила купить в магазине че-нить (с няней когда гулять ходил), и в стоимости игрушек и вообще вещей вроде разбирался, что вот это - дорого, а вот это мелочь. И домашнюю работу недавно стала давать делать за оплату - авансом. Т.е. он очень хотел одну игрушку, предложила ему заработать, сейчас куплю, а он отработает. По-моему, он не совсем въехал в такую схему "авансом", т.е. ощущения реально заработанных денег у него не было.
Но вот стала давать выполнять работу по дому и платить сразу же, и поразилась результату. Уже через несколько раз, заработав несколько монеток, - в магазинах перестал просить купить игрушки и т.п. Мол, хочу! - клёво, покупай за свои - прикидывает стоимость игрушки, и молчок. Заработанное трудом на всякую ерунду тратить не хочет! А ведь сколько разговоров и объяснений на эту тему было, и точно, какой-то абстракцией для него оставалось.
Какое-то время не тратил, теперь вот на днях взял часть денег сам себе в школе купить что-нибудь перекусить (взял свои, у меня брать не стал!), и сегодня вот решил пару монеток в магазине потратить, да дома забыл
В общем, я ему так долго пыталась донести объяснениями про труд и деньги, а тут несколько дней собственного труда, и - понял гораздо больше.
Сыну скоро шесть будет.
Тема кладезь просто.. спасибо!!
Естественно - чужой труд ведь тоже абстракция)))
А вот свой...
Но тут у нас, похоже, бабушка съинтуичила))
Она всегда детский труд на даче вознаграждала - покупала мороженое) Потом, говорит, подумала, а почему только мороженое? Пусть сами что хотят покупают - и стала сумму деньгами выдавать))
Последний раз редактировалось Птичка Тари; 02.09.2012 в 23:35.
Понимаю. И согласна, что страх тут рулит. Куда бы только это понимание приткнуть?)
Можно поразмышлять, конечно, страх чего - страх менять традицию или страх перестать быть своеобразным "богом" для ребенка, которого исходят блага и наказания, высшей непогрешимой силой, а с богом не торгуются и в договорные отношения не вступают, это только с людьми можно. "Трудно быть богом? - Нет, трудно быть человеком")
*думает, что же сделать с пониманием, наконец аккуратно складывает, засовывает в дальний ящик, и идет спать, время-то позднее*