Про "Сталкера" в сравнении с "Пикником на обочине" есть наша старая тема из прошлой жизни, здесь она не в Александрийской Библиотеке а в разделе "искусство" там и тогда я сказал все что хотел про это всех аспектах включая психопатологический и психоаналитический. В историческом плане напомню только что сперва это должна была быть жесткая экранизация прототипа, даже ужесточенная. Они отсняли три четверти материала и отдали пленку в работу. Вследствии технической ошибки на студии вся отснятая пленка погибла. Тогда пострадал не только Тарковский, та же участь постигла "Сибириаду" Кончаловского. Кончаловскому компенсировали бюджет и извинились. Тарковскому сказали: ни копейки не получишь, вот на оставшиеся переснимай фильм, если не ждашься в срок- пеняй на себя. В результате он со Стругацкими переписал сценарий с нуля под оставшуюся четверть бюджета и они рассказали совершенно другую историю за совершенно другие деньги. Получилось по своему прикольно для тех книгу, как бы вторая часть "Пикника", что было бы после того как Редрик Шуххарт побывал в месте где формально исполняются желания и произнес бы "Счастья всем..." и т д. Естественно, вместо блокбастера получился артхаус потому что на оставшиеся деньги и в оставшееся время блокбастер не снимешь). Все приколы Сталкера для продвинутого пользователя я перечислял тогда, повторяться долго, напомню только что Солоницин и Гринько в этой версии протокольно играли Иосифа Бродского и Андрея Сахарова) поскольку по бюджету были заявлены три часа, фильм получился затянутым даже по стандартам артхауса) Но мастерство с которым Вадим Юсов( оператор первой версии Рерберг, с которым Тарковский постоянно работал до того, после того как пленку смыли психанул и уехал в Израиль)-мастерсто, с которым Юсов снимал типовую промышленную свалку, до сих пор впечатляет и вдохновляет не одно поколение клипмейкеров. И не только. Даже Линч проникся)) В киноакадемиях мира некоторые фишки Тарковского изучают так же в обязалово, как монтаж Ленни Риффеншталь)