По американским диагностическим критериям (DSM-4), перешедшим в Международную классификацию болезней (МКБ-10) это стойкое (более 6 месяцев) сексуальное влечение лица достигшего 16 лет к лицу не достигшему 13 лет (при этом возрастная разница не должна быть менее 5 лет). Надо отметить, что само по себе влечение к препубертатным подросткам не является заболеванием. Заболеванием оно становится, когда педофил испытывает душевные страдания (дистресс) в связи со своим влечением, либо прибегает к реализации своего влечения.
Однако в жизни бывают различные индивидуальные ситуации, и в 12 лет девочка может быть вполне половозрелой, тогда как другая пребывает в анатомо-физиологическом препубертате и в 16. Биологический возраст далеко не всегда совпадает с паспортным. В общем, все очень неоднозначно… Потому и возраст сексуального согласия унифицировать непросто, и в разных странах закон определяет его от 9 до 18 лет - гигантский разброс! Даже в богобоязненном Ватикане узаконен 12-летний возраст согласия. Проблема возникает, когда чье-то поведение противоречит культурно обусловленным моральным критериям общества. Тогда даже биологическая норма поведения может признаваться медицинской патологией.
Кроме того, благодаря некорректной манипуляции термином в СМИ, происходит путаница в общественном сознании, когда сугубо медицинский термин «педофилия» приравнивается к юридическому «преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц и детей, не достигших возраста согласия». Не случайно Уголовный кодекс РФ не содержит термина «педофилия» и это вовсе не упущение разработчиков закона.
Дело в том, что:
- далеко не все растлители малолетних – педофилы
- далеко не все педофилы растлевают малолетних
В действительности подавляющее большинство педофилов реализует сексуальные потребности лишь в своих мастурбаторных фантазиях, общением в Интернете, просмотром визуальной продукции соответствующего содержания. Что же касается растлителей малолетних, то ими нередко становятся пьяные отцы, которые на трезвую голову весьма далеки от педофильных наклонностей. Так что смешивать в кучу разные понятия нельзя. Когда вы слышите по телевизору или читаете в прессе, что кого-то в очередной раз обвиняют в педофилии, речь, скорее всего, идет о растлении малолетних, и как правило преступники эти по чисто возрастным критериям их жертв не подпадают под определение "педофил". Нельзя путать педофилов и с сексуальными садистами и маньяками-раптофилами (типа пресловутого Чикатило, которому было совершенно безразлично кого истязать - детей или взрослых, лиц мужского пола или женского). Эти категории психопатологий не имеют к рассматриваемой теме никакого отношения.
Продуктивно бороться с проблемой можно только при условии ее понимания. Любое заблуждение в таких вопросах приводит к охоте на ведьм, что мы и наблюдаем сегодня как в передовых США, так и в погрязшей в духовное средневековье России. Выдающий российский социолог Игорь Кон писал: «Во всем мире под флагом защиты детей нередко выступают малограмотные и сексуально озабоченные лица, вызывающие в обществе массовую истерию, когда люди начинают подозревать в педофилии всех и каждого». Излишняя истеризованность общества столь же опасна, как и его недоинформированность о проблеме. В итоге родители начинают избегать телесных контактов с детьми (что крайне неблагоприятно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка), взрослые опасаются выражать свои нормальные симпатии детям, в школах не остается учителей-мужчин, исчезает половое просвещение подростков в школах, вслед за чем растут показатели ранних беременностей и абортов у подростков, инфицированность заболеваниями, передающимся половым путем, включая ВИЧ и т. д. Короче, хотим вроде бы как лучше, а получается как всегда…
По понятным причинам женские педофильные пристрастия редко попадают в фокус общественного негодования. Однако представление о том, что все педофилы - сплошь лица мужского пола, неверны. Картина Адольфа Вильяма Бугро "Восхищение" известна в двух вариантах. Первый вариант 1895 года пришлось переписать в 1897-ом.
А пока у обывателя в голове всё мешается и формируется некорректное общественное мнение, происходит давление и на медиков, разрабатывающих диагностические критерии. Так, шекспировский Ромео сегодня вполне мог бы быть признан больным, молчу уж об отце Джульетты, который зачал дочь, когда ее матери не исполнилось и 13 лет. С улыбкой вспоминаю негодование профессора классической литературы одного из университетов США, с которым мне довелось столкнуться 2 года назад в одной деревушке под Манаусом (Бразилия). Когда он увидел, что 13-летняя жена владельца нашей биостанции (оба - этнические полуиндейцы) прилюдно и с гордостью кормит грудью своего малыша, его охватил благородный гнев. Даже убедившись, что 12-летние мамы - совершенная норма для этой деревни, он не успокаивался. Не помогли и мои примеры из любимого им Шекспира. Мозги многих американцев, даже интеллектуалов, промыты сегодняшней пропагандой и не приемлют никаких отклонений от официальной социальной модели собственного общества. Много веков белые, вооруженные христианские догматами, навязывают свои моральные ценности другим народам, нередко огнем и мечом…
Джеймс Кук в 1773 г. в своих дневниках пишет о публичных совокуплениях взрослых мужчин и девочек 11-12 лет на островах Океании. Контакты эти были не только приняты у местных, но и поощрялись, так как считались полезными для развития детей; гомосексуальные контакты с мальчиками также были обыденностью. В последнем своем путешествии (1776-1780) капитан встретился на Гавайях с гомосексуальными юношами aikane, которые являлись посредниками между англичанами и местными. Их функции в гавайском обществе высоко ценились, причем не столько сексуальные, сколько социальные, культовые и политические. Aikane сыграли ключевую роль в трагических событиях февраля 1779 г., в результате которых Кук был убит и съеден.
Р. Саггз, изучив общество на Маркезанских островах, отметил множественные примеры публичных гетеросексуальных отношений между взрослыми и детьми препубертатного возраста в Полинезии, что в этом обществе также было обыденностью, необходимой для развития детей. Среди племен Эторо из Папуа Новой Гвинеи, мальчикам по исполнении 10 лет и сегодня предписывается вступать в орально-генитальные контакты с мужчинами и глотать их сперму. Эторо убеждены, что лишь таким образом мальчику можно передать качества настоящего мужчины. Сразу оговорюсь, что такое гомосексуальное поведение никак не связано с сексуальной ориентацией местных жителей, подавляющее большинство которых гетеросексуальны. Среди соседствующих племен Калули, когда мальчик достигает 10-11 лет, его отец подбирает мужчину из племени, который наделяется правом "оплодотворять" своим семенем мальчика в период от нескольких месяцев до нескольких лет.
В племени намба на Новых Гебридах мальчики отдаются на воспитание мужчинам-воинам и в процессе этого воспитания должны сексуально удовлетворять взрослых. Гомосексуальные контакты здесь обязательны при инициации, которая завершается ритуалом обрезания крайней плоти у подростков. В племени аранда мужчины первоначально вступают в брак с мужчинами, а затем происходит смена мужчин на женщин. Среди сиванских племен Сев. Африки мужчины и мальчики традиционно и обыденно вступают в анально-генитальные контакты, при этом взрослые мужчины обмениваются сыновьями. Среди австралийских аборигенов аранда совокупление с детьми является общепринятым обычаем. Обычно мужчина, прошедший инициацию, но еще неженатый, живет с 10-12-летним мальчиком на правах супругов в течение нескольких лет, пока не женится на женщине.
Эти примеры можно продолжать много страниц, в чем нет большой необходимости. Кросс-культурный анализ позволяет понять биологические основы явления, из чего совершенно не следует, что обычаи отдельных культур следует возрождать повсевместно. Однако приведенных примеров вполне достаточно, чтобы сделать вывод: сексуальные взаимодействия взрослых с детьми никак не могут указывать на поголовные психические расстройства у членов рассмотренных обществ. Вероятно, подобные отношения в древности были распространены повсеместно. Таким образом, традиции Древней Греции и Рима, независимо от знания или незнания их, живы и поныне.