Смысл семьи горские народы видели не только в рождении, но и воспитании детей, в подготовке их всесторонне развитыми, способными переносить в жизни любые невзгоды, наделенные умом, физической силой и нравственными добродетелями. На воспитание детей влиял весь уклад семейных отношений, которые были подчинены строгой иерархии. Руководил семьей дедушка, отец или старший сын, представлявший её в сельской общине. А домашним хозяйством и воспитанием детей - мальчиков до 7 - 8—летнего возраста, девочек до замужества - глава женской половины дома - мать или жена старшего брата.
Разделение труда и хозяйства проводилось по половому признаку. Как правило, мужчины занимались совместными полевыми работами и пастбищным скотоводством, а женщины - домашним трудом. Дети помогали взрослым. Потребление в семье также было совместным. Все это благотворно влияло на формирование коллективистских устремлений и трудолюбия у детей, чуткости и внимания друг к другу. Но патриархальные отношения в семье определяли строгий характер воспитания детей. По обычаю избегания, бытовавшему в больших семьях, воспитанием детей в них занимались не столько родители, сколько бабушки и дедушки, тетки, братья, сестры. В малых же семьях воспитанием малышей занимались родители и их старшие дети. В воспитании использовались различные средства и методы воздействия на детей. Старшие, проявляя заботу о них, рассказывали им сказки и легенды. Они учили их в духе уважения к обычаям и традициям народа. Применялись, как правило, методы убеждения, испытания, принуждения; практиковались формы общественного воздействия: публичные внушения, порицания, а иногда и строгие наказания.