Показано с 1 по 21 из 21
Тема:

Кого боятся подростки. Эксперимент про внутренний мир и одиночество от Екатерины Мурашовой

  1. #1

    Кого боятся подростки. Эксперимент про внутренний мир и одиночество от Екатерины Мурашовой

    Не знаю в какой раздел запостить...
    Нашёл очень интересное описание эксперимента про внутренний мир и одиночество от Екатерины Мурашовой.
    Хотелось бы обсудить.

    Осенью я провела небольшое исследование, о котором на прошлой неделе мне напомнил материал Веры Рыклиной про одиночество.

    Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

    По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

    Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

    Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

    При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

    В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

    Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

    В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

    Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

    Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

    У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

    Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

    У троих возникли суицидальные мысли.

    Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

    Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

    Что делали мои подростки во время эксперимента?

    — готовили еду, ели;

    — читали или пытались читать,

    — делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

    — смотрели в окно или шатались по квартире;

    — вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

    — складывали головоломки или конструктор «Лего»;

    — рисовали или пытались рисовать;

    — мылись;

    — убирались в комнате или квартире;

    — играли с собакой или кошкой;

    — занимались на тренажерах или делали гимнастику;

    — записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

    — играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

    — трое писали стихи или прозу;

    — один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

    — одна девочка вышивала по канве;

    — один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

    — один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

    — одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

    — одна девочка молилась.

    Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

    Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

    Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

    63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

    При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

    Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

    Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

    А что вы об этом думаете?

    (c) Катерина Мурашова / 30.01.12

  2. #2
    По моим внутренним ощущениям это происходит не из-за того,
    что в жизни много компьютеров и гаджетов самих по себе,
    а от того, что в людях мало природного любопытства.
    (и у взрослых, и у детей, всем сложно пройти будет эксперимент)
    Они не увлекаются ничем, а только упорядочивают
    своё время (см. упорядочение времени по Берну).

    Т.е. практический вопрос после прочтения о эксперименте:
    "Что делать, чтобы твой ребёнок не вырос таким?"

    И мне видится такой самодостаточный ответ:
    поддерживать его любопытство с детства.
    И всё.

    Возможно я не туда смотрю...

  3. #3
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Marvin Посмотреть сообщение
    По моим внутренним ощущениям это происходит не из-за того,
    что в жизни много компьютеров и гаджетов самих по себе,
    а от того, что в людях мало природного любопытства.
    (и у взрослых, и у детей, всем сложно пройти будет эксперимент)
    Они не увлекаются ничем, а только упорядочивают
    своё время (см. упорядочение времени по Берну).

    Т.е. практический вопрос после прочтения о эксперименте:
    "Что делать, чтобы твой ребёнок не вырос таким?"

    И мне видится такой самодостаточный ответ:
    поддерживать его любопытство с детства.
    И всё.

    Возможно я не туда смотрю...
    Интересно было бы посмотреть статистику по детям - они единственные дети в семье или у них есть братья и сестры.
    ИМХА - вторые обычно лучше умеют занять себя. Может как раз потому, что их на самом деле мало развлекали взрослые?
    Взрослый ведь не может быть равноценным партнеров в детской игре, как брат или сестра.
    он - именно что развлекатель....

    Что делать - иметь много деток!))))

  4. #4
    Консультант Аватар для Дичка
    Регистрация
    29.05.2008
    Откуда
    Минск
    Сообщений
    3 349
    Записей в дневнике
    5
    Я так понимаю, г-жа Мурашова занимается маркетингом))))

    Типа, почитайте, какими ужасными вырастают современные подростки,
    а чтобэ ваш в такого не превратился, купите мою очередную книгу.

  5. #5
    Цитата Сообщение от Птичка Тари Посмотреть сообщение
    Интересно было бы посмотреть статистику по детям - они единственные дети в семье или у них есть братья и сестры.
    ИМХА - вторые обычно лучше умеют занять себя. Может как раз потому, что их на самом деле мало развлекали взрослые?
    Взрослый ведь не может быть равноценным партнеров в детской игре, как брат или сестра.
    он - именно что развлекатель....

    Что делать - иметь много деток!))))
    Такой намёк делает и г-жа Мурашова.
    Что, дескать, если ребёнка развлекают много, то это корень проблемы.
    И что дети/люди якобы СЕБЯ боятся и своих мыслей.

    Я же предлагаю другое прочтение:
    Во многих детях/людях подавлено любопытство. Им ничего по-настоящему
    не интересно. Речь идёт именно о личном интересе, а не когда социум модой
    диктует интересоваться скажем вконтактиком или айфоном.

    И проблема во время эксперимента была не от неожиданных мыслей,
    а скорее от их отсутствия.
    Т.е. у детей/людей отобрали социум и некоторые аддиктные вещи (вроде компьютерных игр).
    И в итоге вышло, что более ничего и не интересно в жизни.
    Книги, например, не помогут, потому что любопытства нет на корню.
    Хобби тоже нет по той же причине.

    Прошедшие эксперимент - дети с интересами.

    Ведь если ничего не интересно и заняться нечем - это не отдых, а пытка.
    Невозможность упорядочить своё время.
    Потому дети после 8 часов одиночного карцера и о
    суициде думали, и вегетативные симптомы проявляли.

    В принципе отдельный эксперимент - 8 часов карцера настоящего.
    Там уже хобби и книги не помогут.
    И после него можно было бы сделать вывод о внутреннем
    мире и т.п. как сделала это г-жа Мурашова.

    А её эксперимент стал эквивалентом карцеру только потому,
    что дети воспитаны быть нелюбопытными и у них нет своих интересов.

  6. #6
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Marvin Посмотреть сообщение
    Я же предлагаю другое прочтение:
    Во многих детях/людях подавлено любопытство. Им ничего по-настоящему
    не интересно.
    Согласна.
    Это я уже дальше рассуждаю - от чего пропадает интерес (который вообще-то дефолтный и в наше ПО зашит)?
    Т.е. на ребенка в 1-5 лет должен специально кто-то здорово повлиять, чтоб это сломать в нем.
    Кто?
    И как?
    Ну вот на мой взгляд - родители и именно чрезмерным развлечением.
    Они просто не дает развиться врожденному любопытсву ребенка (зачем что-то делать, если стоит заплакать и тебе все готовое принесут).

    ЗЫ. Выходит - мы с вами об одном и том же)
    Последний раз редактировалось Птичка Тари; 01.02.2012 в 16:40.

  7. #7
    Цитата Сообщение от Птичка Тари Посмотреть сообщение
    Это я уже дальше рассуждаю - от чего пропадает интерес (который вообще-то дефолтный и в наше ПО зашит)?
    Т.е. на ребенка в 1-5 лет должен специально кто-то здорово повлиять, чтоб это сломать в нем.
    Кто?
    И как?
    Ну вот на мой взгляд - родители и именно чрезмерным развлечением.
    Они просто не дает развиться врожденному любопытсву ребенка (зачем что-то делать, если стоит заплакать и тебе все готовое принесут).

    ЗЫ. Выходит - мы с вами об одном и том же)
    Мы об одном, но выводы разные)))
    Мне кажется, что обычно помогают отбить любопытство родители.
    И не чрезмерными развлечениями
    (кстати, о каких развлечениях речь? - возможно у нас и выводы совпадают),
    а неподдержанием собственных интересов ребёнка.

    Т.е. когда ребёнок интересуется чем-то сам, то тут как раз уместно и необходимо
    на блюдечке всё принести - рассказать, купить книжку, отвести в кружок/на секцию.
    Можно же наоборот обрубать интерес на корню.
    Чувствую где-то тут корень любознательности в позднем возрасте кроется.

  8. #8
    Интересно, г-жа Мурашова в курсе, что ведущей деятельностью у подростков является именно общение со сверстниками?
    Или ей Леонтьева не преподавали?

    Интересный эксперимент получился- отфигачить у подростков то, что является в данном возрасте требованием обязательным для развитьия психики, а потом ужаснуться результатам.
    Нехилый эксперимент, ага.

  9. #9
    Спящий
    Регистрация
    10.04.2010
    Откуда
    Ростов-на-Дону
    Сообщений
    10 889
    Записей в дневнике
    100
    А я бы спокойно выдержала такой эксперимент.. Это ненормально?...

  10. #10
    Цитата Сообщение от Shining Steel Посмотреть сообщение
    А я бы спокойно выдержала такой эксперимент.. Это ненормально?...
    Вопрос в возрасте, Маш.
    Вот те, кто продержался дольше всех- им сколько лет?

  11. #11
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от Marvin Посмотреть сообщение
    кстати, о каких развлечениях речь? - возможно у нас и выводы совпадают
    "Брось каку, играй лучше в это!" - сказанные года так в 2.
    "не лезь", "не трогай", "игрушки должны быть развивающими", "вот тебе полезная игра" и т.п.

  12. #12
    Спящий
    Регистрация
    10.04.2010
    Откуда
    Ростов-на-Дону
    Сообщений
    10 889
    Записей в дневнике
    100
    Цитата Сообщение от lorel Посмотреть сообщение
    Вопрос в возрасте, Маш.
    Вот те, кто продержался дольше всех- им сколько лет?
    Не знаю, три раза прочитала цитату и не нашла упоминание конкретного возраста троих выдержавших. Те, кто постарше, наверное?
    Я имею в виду, что в том возрасте выдержала бы. И в 12, и в 18.. Особенно если бы разрешили гулять, ходить, наблюдать, но не общаться..)

  13. #13
    Цитата Сообщение от Shining Steel Посмотреть сообщение
    А я бы спокойно выдержала такой эксперимент.. Это ненормально?...
    вот насколько я себя помню - с 3 лет читала и просидеть с книжкой могла целый день. были случаи, когда бралась в выходной толстая книга и чего-нибудь пожевать - всё, пока книга не закончится - меня нет на целый день)))

  14. #14
    Цитата Сообщение от lorel Посмотреть сообщение
    Интересно, г-жа Мурашова в курсе, что ведущей деятельностью у подростков является именно общение со сверстниками?
    Или ей Леонтьева не преподавали?

    Интересный эксперимент получился- отфигачить у подростков то, что является в данном возрасте требованием обязательным для развитьия психики, а потом ужаснуться результатам.
    Нехилый эксперимент, ага.
    Вот, собиралась написать то же самое...

    А то, что нынешние подростки для общения используют достижения цивилизации - так это нормально, по-моему..

  15. #15
    Цитата Сообщение от Marvin Посмотреть сообщение
    Не знаю в какой раздел запостить...
    Нашёл очень интересное описание эксперимента про внутренний мир и одиночество от Екатерины Мурашовой.
    Хотелось бы обсудить.
    Странная эта Екатерина Мурашова....
    63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания.
    У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.
    Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».
    У троих возникли суицидальные мысли.
    в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
    Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
    ага, испарились

    Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась.
    Я тоже, узнав о том, что Екатерина Мурашова- психолог и биолог по образованию, и практикующий детский психолог по профессии.....

  16. #16
    Цитата Сообщение от lorel Посмотреть сообщение
    Интересно, г-жа Мурашова в курсе, что ведущей деятельностью у подростков является именно общение со сверстниками?
    Или ей Леонтьева не преподавали?

    Интересный эксперимент получился- отфигачить у подростков то, что является в данном возрасте требованием обязательным для развитьия психики, а потом ужаснуться результатам.
    Нехилый эксперимент, ага.
    Я сначала мысленно с вами согласился.

    Но вот какой вопрос остался.
    Даже когда общение со сверстниками является ведущей деятельностью, неужели нельзя 8 часов без этой деятельности провести без ломки и всяких симптомов?
    Если что, то я Леонтьева не знаю, это был вопрос, а не возражение.

  17. #17
    Консультант Аватар для Птичка Тари
    Регистрация
    14.06.2008
    Откуда
    Москва
    Сообщений
    69 244
    Записей в дневнике
    53
    Цитата Сообщение от lorel Посмотреть сообщение
    Интересно, г-жа Мурашова в курсе, что ведущей деятельностью у подростков является именно общение со сверстниками?
    Или ей Леонтьева не преподавали?

    Интересный эксперимент получился- отфигачить у подростков то, что является в данном возрасте требованием обязательным для развитьия психики, а потом ужаснуться результатам.
    Нехилый эксперимент, ага.
    Тогда поясните, пожалуйста, что такого странного в эксперименте?
    Потому что, уверена, каждый из нас бывал почти в таком же "эксперименте", а многие и не раз)

    Ну, вспоминайте: болезнь, 3-й день... Состояние нормальное, но в школу - не надо, на улицу - не пускают, друзей в гости - тоже не пускают, родители - на работе, интернета раньше не было. А у многих - не было и телефона, и телевизора.)))
    И мы точно так же развлекали себя, как могли. И ведь успешно это делали, насколько я помню.

    Мне например, было б интересно сравнить, как вели бы себя в аналогичной ситуации современные школьники.
    А вам - нет?

  18. #18
    Цитата Сообщение от Птичка Тари Посмотреть сообщение
    Тогда поясните, пожалуйста, что такого странного в эксперименте?
    Потому что, уверена, каждый из нас бывал почти в таком же "эксперименте", а многие и не раз)

    Ну, вспоминайте: болезнь, 3-й день... Состояние нормальное, но в школу - не надо, на улицу - не пускают, друзей в гости - тоже не пускают, родители - на работе, интернета раньше не было. А у многих - не было и телефона, и телевизора.)))
    И мы точно так же развлекали себя, как могли. И ведь успешно это делали, насколько я помню.

    Мне например, было б интересно сравнить, как вели бы себя в аналогичной ситуации современные школьники.
    А вам - нет?
    Наташ, меня лично смутило вот это:

    Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.
    <...>
    Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается
    Ну вот если честно: я, например, совершенно не уверена, что ее гипотеза подтвердилась.

    То, что нынешние подростки зависят от компов/мобильников...
    Так и взрослые тоже. Были где-то, вроде, даже исследования (правда, среди молодежи), которые подтвердили сильную зависимость этой самой молодежи от мобильников.

    А компы с интернетом? Я, например, тоже зависимая, ну и что? ))

    К хорошему быстро привыкаешь, ага.

    А в подростковом возрасте я не нуждалась вообще в общении со сверстниками. И ничего хорошего в этом не было.
    Из того, что ты перечислила, у меня был телевизор и телефон (правда, только с 13-ти лет, но я все равно по нему практически не общалась).
    И без телевизора тоже прекрасно обходилась, к тому же в советское время развлекательная программа была не в пример однообразнее )))

    В общем, не вижу я ничего кошмарно страшного в написанном, честно.

  19. #19
    "А вы что думаете?" -я думаю Мурашова глупый вывод делает, даже удивительно. Дети не избегают самих себя! За каждым нашим действием стоит мотивация. Когда мотивация рождается естественно головой самого человека- тогда любое дело он выполняет с радостью и выключит все интернеты, лишь бы поиграть на гитаре или убрать комнату, когда он мотивировал сам себя не приказом "Убить время", а значимым для него поводом. Пройдут годы и пристрастия изменятся - и то, что теперь пугает Мурашову станет (игрой на гитаре, уборкой комнаты -и что? мы будет писать старческой рукой "Дети перестали зависать в компах, они перестали втыкать в уши плеер - они бояться одиночества". Просто много лет назад - не было телевизора в таком масштабе, не было компьютера, а вы подозвали бы подростка 60-х годов и показали бы ему интернет - у него вообще бы "Зависимость" зашкалила, крышу бы снесло, он бы ни на секунду не отрывался бы от такого чуда, а о игре на гитаре и уборке квартиры, которую до этого радостно делал не вспомнил бы до пенсии. Искать Ненормальность в нормальных вещах любимое занятие наших профессионалов.

  20. #20
    Специально зарегистрировалась чтобы защитить мою уважаемую Катерину Мурашову. Я не психолог и лекций не читала, но она мне сразу показалась искреней и настоящей.
    Лично я ее не знаю, просто читала статьи на снобе, где она описывает примеры из практики.
    Вышеописанные тестирования, которые она проводит - это для нее новинка и просто попытка себя попробовать на новом поприще.
    Спасибо, конечно, за рекомендацию почитать Леонтьева, но мне кажется Катерина незаслуженно обвиняется.
    В данном опыте, думаю, главное, не пользоваться гаджетами, которые в современном обществе все заполонили.

  21. #21
    Очень бы хотелось почитать дневник девочки... Есть возможность найти его на просторах интернета?

Похожие темы

  1. что приготовить?, тема про вкусное :)
    от psybot в разделе Домашний очаг
    Ответов: 322
    Последнее сообщение: 23.06.2012, 16:18
  2. Почему мир не может отказаться от религий?
    от Джуличка в разделе Религия. Вера. Атеизм
    Ответов: 479
    Последнее сообщение: 25.02.2012, 19:39
  3. США и исламский мир.
    от Лемодор в разделе Политическая и Историческая психологии
    Ответов: 81
    Последнее сообщение: 10.08.2011, 14:19
© Все права защищены. vezha.com, 2008-2018 - как вернуть мужа от любовницы | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search