Показано с 1 по 4 из 4
Тема:

Депрессия Зощенко

  1. #1

    Депрессия Зощенко

    Несколько лет назад впечатлилась я от автобиографической книги Зощенко "Повесть о разуме".
    В ней автор, измученный собственной депрессией, берется за нее собственными силами, причем с помощью психоанализа.
    Если кто из специалистов читал и интересовался, хотелось бы узнать комментарии. Поскольку много вопросов у меня осталось после прочтения.
    А точно депрессия это у него была? Я содрогнулась от сцены, им описанной, где он несколько дней прятался в чужой гостинице, отказываясь от еды, он просто до ужаса боялся есть.
    Свои сеансы психоанализа он записывает достаточно подробно, насколько правильно он это все провел?
    Еще интересны все его параллели своей болезни с аналогичной болезнью Гоголя. Насколько это соответствует действительности?
    Концовка книги, конечно, оптимистична. Он впервые радуется жизни, полон сил, болезнь ушла.
    Трагично то, что умер он все-таки через много лет после этого, именно отказавшись есть. Болезнь победила((( Конечно, там жесткая травля была организована против него, достаточно почитать материалы, наверно это стрессовая ситуация стала пусковым механизмом.
    Надеюсь, что кто-нибудь читал) если нет, то не против буду обсудить общую тему, насколько творчество и депрессия взаимосвязаны, и почему.

  2. #2
    Начало показалось мне скучным..Да и самому автору, казалось было скучно ) Но вот это улыбнуло...
    Простите, если кусок покажется длинным..)

    "Но как это сделать? - думал я. - Как поступать мне, чтобы объятия старости не были бы для меня слишком чувствительны? Что нужно сделать для того, чтоб в старости чувствовать себя здоровым, цветущим, сравнительно молодым, если не юным?"
    Неужели человеческий разум не придет на помощь в этом весьма законном желании?
    И вот тогда я стал присматриваться ко всем старикам. Из них я выбирал себе таких, у которых были яркие щеки, твердая походка, гладкая кожа, крепкие руки и молодые, сияющие глаза.
    Я не столь часто находил таких стариков, но когда находил, не выпускал их из виду. Я следил за ними, присматривался к их жизни, к их поведению, к их привычкам.
    Я хотел, наблюдая над ними, вывести какое-нибудь правило, по которому не угасает молодость.
    Я не мог вывести такого правила, ибо каждый из этих стариков жил по-разному, по-своему, не придерживаясь каких-либо норм.
    Я стал расспрашивать многих цветущих стариков об их секретах. И они охотно мне отвечали.
    Впрочем, каждый из них говорил по-разному, каждый имел свои особенности и свои мотивировки, по которым он считал, что его жизнь продолжает цвести.
    Один старик, которому было 70 лет, так ответил мне:
    - Я никогда не курил. Табак изнашивает наши ткани. И вот, быть может, причина, отчего я молод.
    Другой старик, которому было не меньше лет, сказал:
    - Табак не влиял на меня в дурную сторону. Но я всегда занимался спортом, физкультурой. Спал при открытом окне. Вот что, вероятно, подействовало на меня благоприятно.
    Третий замечательный и даже великолепный старик, юношески бодрый и свежий (а это был Бернард Шоу) ответил мне на одном обеде, который давали в его честь. Усмехаясь, писатель сказал:
    - Вот уже 35 лет я не ем мяса. Не найдете ли вы в этом обстоятельстве причины моей молодости?
    Нет, в этом обстоятельстве я не нашел причины молодости 75-летнего старика.
    Я тем более не нашел этой причины, что рядом со мной сидел другой, 70-летний старик (а это был Ф. Кон), который сказал:
    - Я всю жизнь ем мясо. И тем не менее здоров и бодр. Причины в ином - я работаю, работа меня увлекает, я точен и аккуратен в работе, как часы. И вот, быть может, тот секрет, который вы ищете.
    Еще один старик (весьма выдающийся деятель искусства М.) сказал:
    - Причина моей молодости - работа, вдохновение. Вот откуда я черпаю мою сравнительную свежесть. Но зато когда работа кончена - я выдуваюсь, как резиновая свинка, которой прокололи бок.
    Еще один замечательный старик (это был народный артист Ю.) сказал:
    - Видите ли, в чем дело, - я много ем, много работаю, я все делаю много, я ни в чем себя не ограничиваю. Не запрещаю себе ничего из того, что мне хочется. И знаю: когда я начну себя ограничивать, когда начну бояться, когда страх проникнет в мое сердце, - тогда я погиб. Тогда и жизнь и молодость закончатся одновременно.
    Мне очень понравился этот ответ. Но это правило было не для меня - я не привык много есть и не привык исполнять все мои желания. И не намерен был изменять своим привычкам. Однако вторую часть ответа я признал справедливой.
    Еще один человек, которому было 70 лет, а выглядел он сорокалетним (это был датский писатель М. А. Н.) ответил мне, взглянув на свою молодую жену:
    - Я люблю.
    Смутившись, жена этого человека сказала:
    - Нет, нет, не только это. Мой муж любит свою литературную работу. Он много работает. И вот причина, которую вы ищете.
    Еще один цветущий старик, которому на вид было 40, а на самом деле ему было 63 (это был поэт Ц.) сказал мне, тяжко вздохнув:
    - Я молод оттого, что ем помидоры, клюкву и морковь. Но что толку в том.
    И тут, продолжая тяжко вздыхать, поэт рассказал мне , маленькую историйку, случившуюся с ним. В него влюбилась молодая девушка - студентка Н. Она однажды осталась у него. И они были счастливы. Наутро, когда поэт вышел в коридор, девушка, сидя перед зеркалом, случайно увидела паспорт, его паспорт, который лежал на столе.
    Когда поэт вернулся в комнату, он застал девушку в слезах.
    Сквозь рыдания она сказала:
    - Боже мой! Я не знала, что вам столько лет. Я бы никогда не пришла к вам. Боже мой, как я низко пала!
    Я утешил поэта, сказав, что девушка глупа. И вот почему она так сказала. Однако мое сердце сжалось. Но потом утешилось, когда я подумал, что я ищу молодость вовсе не для любовных встреч. А если они и будут происходить, то паспорт можно будет прятать.

  3. #3
    В конце Зощенко говорит, что нашел для себя панацею.. он называет это контролем над своими мыслями..
    Сейчас сказали бы, что он говорит об осознанности..или позитивном настрое..
    Я вроде бы правильно поняла???

  4. #4
    Цитата Сообщение от colombinka Посмотреть сообщение
    Начало показалось мне скучным..
    для художественного чтения местами, да)
    но как документальный материал показался мне интересным.

    Трагично то, что именно из-за этой книги организовали его травлю.
    Вследствие которой болезнь вернулась.
    Вот цитата: "После выхода постановления ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", партийный руководитель Ленинграда А.Жданов вспомнил в своем докладе и о книге "Перед восходом солнца", назвав ее "омерзительной вещью". В речи секретаря всесильного ЦК Жданова Зощенко был назван "пошляком", "мещанином", которого надо "выгнать из советской литературы". Постановление 1946 года, с присущим советской идеологии хамством "критиковавшее" М.Зощенко и А.Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений. В августе 1946 года, после Постановления, Зощенко был исключен из Союза писателей.

    На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют "трусом" и "подонком литературы". Вслед за этим постановлением все издательства, журналы и театры расторгают заключенные ранее договоры, требуя вернуть назад выданные авансы. Наступает период бедствования. Квартиру обменяли на меньшую, Вера Владимировна распродавала прежнюю мебель, "предметы роскоши". Анатолий Мариенгоф вспоминал, что как-то застал Михаила Михайловича с ножницами: подрядился для обувной артели вырезать стельки. В конце концов, продовольственную карточку возвращают, и ему даже удается опубликовать несколько рассказов и фельетонов. Но в основном на жизнь зарабатывать приходится переводческой работой. Выходят на русском языке "За спичками" и "Воскресший из мертвых" М.Лассила, "От Карелии до Карпат". А.Тимонена, "Повесть о колхозном плотнике Саго" М.Цагараева, где фамилия переводчика отсутствует.
    Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. В период с 1946 по 1953 год писатель главным образом занимался переводческой деятельностью - без права подписи переведенных работ, а также подрабатывал сапожником.
    Зощенко и раньше приходилось сталкиваться с душевным кризисом, но он всегда находил силы выходить из него. Но в 1954 году произошел слом. Прежний Зощенко кончился. Имя писателя перестало упоминаться где бы то ни было. Это забвение продолжалось около двух месяцев. Однако уже в ноябре Михаилу Михайловичу предлагают сотрудничество журналы "Крокодил", "Огонек" и "Ленинградский альманах". На его защиту встает группа писателей: К.Чуковский, Вс.Иванов, В.Каверин, Н.Тихонов. После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) Зощенко было отказано в пенсии. В декабре 1957 года после долгого перерыва ему удается выпустить книгу "Избранные рассказы и повести 1923-1956", но физическое и психическое состояние М.Зощенко все ухудшается. К весне 1958 года происходит резкий спад душевных и физических сил, писатель слабеет, теряет интерес к жизни..."

Похожие темы

  1. Депрессия
    от Ирина в разделе Психология Личности
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 27.10.2011, 10:41
  2. Ответов: 23
    Последнее сообщение: 26.08.2011, 13:54
© Все права защищены. vezha.com, 2008-2018 - психологическая помощь беременным | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search