RSS лента

Марина

О детской скуке

Оценить эту запись
1. Детская скука.

"Папа, мне скучно", - жалуется мой шестилетний сын, заходя ко мне в кабинет. У меня дежавю. Я уже это слышал. По правде сказать, все мои дети в этом возрасте приходили ко мне с этим же заявлением: "Папа, мне скучно". Раньше я думал, что они не знают, чем заняться, поэтому предлагал с дюжину вариантов. Это никогда не действовало. Уходя, дети казались неудовлетворенными моими предложениями. Я стряхивал возникший дискомфорт, вспоминая прочитанное в популярных журналах по психологии о том, что скука это полезно. Прошли годы, и двое моих старших детей, получивших домашнее образование, преодолели этот этап. Я никогда не слышу, чтобы они жаловались на скуку. Они, кажется, нашли неиссякаемый внутренний источник творческих способностей, заполняющий их нескончаемым любопытством. Да, они приходят в мой кабинет, но чаще чтобы задать вопросы вроде "Что такое черная дыра?" или "В чем отличие правительства от парламента?" или "Зачем в машине коробка передач?"

Изучив подход Ньюфелда, я нашел слова для многих вещей, которые знал интуитивно, и получил подтверждение тому, в чем не был полностью уверен. Но я никогда не понимал, что значит это "Папа, мне скучно", пока не окончил дистанционные обучающие курсы Ньюфелда.
Вооруженный этим знанием, я даже обрадовался, когда мой шестилетка пришел ко мне в кабинет с заявлением "Папа, мне скучно". Я поймал его взгляд и спросил: "Правда скучно?" Он кивнул. Я похлопал себя по коленям и сказал: "Иди ко мне на колени".

Он неохотно подходит и садится. Но, как только он усаживается, что-то начинает меняться. Через минуту я чувствую, как он расслабляется в моем присутствии. Я удостоверяюсь, что ему удобно. Затем мы смотрим что-то вместе на компьютере или о чем-нибудь разговариваем. Иногда я просто продолжаю работать, пока сын сидит у меня на коленях. После нескольких минут я чувствую, как к нему возвращаются силы. Вскоре он говорит улыбаясь: "Я придумал, чем мне заняться!" - и уходит.

Теперь я понимаю, что детская скука обычно не имеет ничего общего с нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка привязанности. Ребенок, которому не хватает привязанности, часто становится одержим ею. Фраза "Мне скучно" на самом деле значит "У меня нет энергии что-то делать. Мне нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка". Когда потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество возможностей того, чем можно заняться.

В современной загруженной жизни часто неочевидно, что стоит за трудностями и поведением наших детей. Нехватка контакта с теми, к кому они привязаны, является причиной многих проблем. Мы должны подпитывать привязанность наших детей к нам, что бы они ни делали, потому что это дает им энергию для роста, взросления и учебы.

2. В чём причина скуки.

Один вариант - когда "никого нет дома", отсутствует энергия дерзновения, внутри не рождаются новые мысли и идеи, ребенок говорит: "Мне скучно!", и это должно означать: "Я не могу ничего выдумать, я не наполнен своими собственными идеями, фантазиями, творческой энергией". Это один тип скуки.
Другой же имеет в основе голод по привязанности. Он в нас очень силен. Если бы могли как следует прочувствовать этот голод, мы выразили бы его так: "Мне очень одиноко, мне чего-то не хватает, я сегодня так скучаю по бабушке". Многие дети воздвигают защиты от таких мыслей, потому что они очень уязвимы, и говорят только: "Мне скучно!"

В этом случае неутоленная привязанность чувствуется не так уязвимо. Проблема в том, что наши дети ощущают скуку слишком часто. Отсутствие энергии дерзновения, так же как и неудовлетворенная потребность в привязанности у детей перерастают в настоящую эпидемию. И первое, о чем нам нужно помнить в этой ситуации - это то, что стимуляция, развлечения, социальные взаимодействия не спасают от скуки, а только маскируют ее.

Настоящий выход заключается в насыщении привязанностью, и это единственное, что мы можем сделать. Если мы позаботимся об этом заранее и будем прилагать все усилия к тому, чтобы ответить на нужду в привязанности теплым приглашением в нашу жизнь и доброжелательным общением, это будет самым лучшим вариантом.
(С)

Отправить "О детской скуке" в ВКонтакте Отправить "О детской скуке" в Одноклассники Отправить "О детской скуке" в Facebook Отправить "О детской скуке" в LiveJournal Отправить "О детской скуке" в Закладки Google Отправить "О детской скуке" в Мой Мир@Mail.Ru

Категории
Без категории

Комментариев

  1. Аватар для colombinka
    Спасибо, развязался еще один узелок..))
    В детстве я часто говорила маме МНЕ СКУЧНО. Что делать?
    Это был какой-то призыв, но я не понимала о чем он..
    Ведь в ответ я не получала ни желания близости у матери, ни даже предложений заняться чем-то интересным..
    Обычно она отвечала фразой, которая ставила меня в тупик..
    Что делать, что делать? - Снять штаны и бегать.

    Ну по крайней мере, я наверно, могла извлечь хоть что-то из
    дохловатого юмора этой фразочки..) типа...
    Спасение утопающих в руках самих утопающих..))
  2. Аватар для Марина
    Лермонтов вспомнился:

    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды...
    Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят — все лучшие годы!

    Любить... но кого же?.. На время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно...

    Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка;
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
    Такая пустая и глупая шутка...


    Как раз показывается почему скучно может быть. Нет никого рядом, нет желаний, любви, жизненной перспективы. Поэтому и скучно. Во, какой психологический подтекст в этом стихотворении заложен.

    Это у меня как в "Денискиных рассказах" получилось. Про сосну.


    — «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем…
  3. Аватар для Kreslava
    Спасибо, Марин

    Многие дети воздвигают защиты от таких мыслей, потому что они очень уязвимы, и говорят только: "Мне скучно!"
    Моё "Мне скучно"выливалось в фразу "Что мне делать?", но и то очень редко.
    Усвоив накрепко, что родители сами по себе, а я сама по себе, находила занятия себе сама, благо в распоряжении был целый двор и окрестности.
  4. Аватар для МаргоРитка
    Ув. Марина, спасибо за очень полезную информацию. Да помню в детстве часто было скучно. Но на мое: мне скучно, нечем заняться, родители, видимо по не знанию, нагружали реальными делами
  5. Аватар для Птичка Тари
    Занятно, что эту фразу редко услышишь от детей, у которых есть братья и/или сестры....
    Видимо в норме эта "подпитка" берется от детей.

    Современные родители лишь вынуждены расплачиваться за свою однодетность...
  6. Аватар для Марина
    Цитата Сообщение от Птичка Тари
    Занятно, что эту фразу редко услышишь от детей, у которых есть братья и/или сестры....
    Видимо в норме эта "подпитка" берется от детей.

    Современные родители лишь вынуждены расплачиваться за свою однодетность...
    Интересно от какого слова произошла "скука". Похоже, что от слова "куча". Но тогда странно - в куче , среди других людей скучно быть не должно.

    А вот цитата из словаря:

    ску́чный, диал.: в грудя́х ску́чно "грудь болит, ноет в груди", олонецк. (Кулик.), скуча́ть, сербохорв. ску́чити, ску̑чи̑м "теснить, поставить в затруднительное положение"

    То есть это уже когда слишком кучно и тесно. Раньше в крестьянских избах так и было, если в семьях было по много детей. Жили слишком СКУЧЕННО, это было неудобно, вот отсюда видимо и пошло слово "скука", обозначающее некое дискомфортное состояние. Которое возникает и в отсутствии общества и при его избытке. Все есть яд, и все лекарство - все дело в дозах.
  7. Аватар для Птичка Тари
    Скука = тоска?

    Из словаря Фасмера:
    СКУЧНО - происходит от сущ. скука, из праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: сербохорв. ску́чити, ску̑чи̑м «теснить, поставить в затруднительное положение» , словенск. skúčati «скулить, визжать» , чешск. skučet, skoukat «выть, скулить» , словацк. skučаť «скулить, визжать, свистеть» . Неотделимо от -ку́ка, ку́кать. Неверна реконструкция *kǫkа ввиду польск. dokuczyć, -kuczać «надоедать, докучать» , точно так же, как сравнение с лит. keñkti, keñkia «причинять боль» , kanka «мука, боль» , др. -прусск. cānхtin (вин. ед.) , «воспитание, дисциплина»
  8. Аватар для Птичка Тари
    Цитата Сообщение от Марина
    Интересно от какого слова произошла "скука". Похоже, что от слова "куча". Но тогда странно - в куче , среди других людей скучно быть не должно.
    Получается, что от слова -кука - = плачь, тоскливые звуки, навевающие тоску.

    вот тут интересный разбор)
  9. Аватар для Dama
    Моя дочь (4,5 года) пошла в садик впервые в октябре. Стала говорить, что в садике ей скучно, когда уточняю почему, говорит-скучно без мамы. Следует ли это понимать, что дочери не хватает меня? И что делать в такой ситуации? Как восполнить ребёнку подпитку? Только навёрстывать получается, но актуально-то, когда ложка дорога к обеду(
© Все права защищены. iVezha.ru, 2008-2016 - психология трудовых отношений и предпринимательства | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search